Нужны ли технические навороты в современном музее?

Фото: Кирилл Брага
Волгоградский краеведческий музей готовится к переезду – культурному учреждению по решению губернатора Андрея Бочарова отдают здание пожарной каланчи, памятник архитектуры. Это хороший повод не только сменить экспозицию, но подумать о завтрашнем дне музея. Не секрет, что в своем нынешнем виде площадка не пользуется повышенным спросом. Какие концептуальные приемы или технические новинки могли бы пробудить интерес волгоградцев к истории родного края? С этими вопросами мы обратились к экспертам.
Анатолий Мальченко, директор государственного бюджетного учреждения культуры «Областной научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры»:
– Не секрет, что краеведческий музей народ не жалует: мало показывает истории. А потенциал его велик, тысячи единиц хранения (148 620, из них 114 911 предметов основного фонда). То, что музею отдали такое замечательное помещение, – просто прорыв. Думаю, это хороший повод «модернизировать» хранилище истории края, вдохнуть новые силы в старые экспозиции, поскольку здание каланчи дает дополнительные резервы. Для этого требуется концепция развития музея, нужен конкретный проект на реставрационные работы здания, позволяющие привести сооружение в соответствующее музейным требованиям место. Но все же музей – это то, что внутри здания. С содержательной точки зрения я бы упразднил музей природы Волгоградской области. На мой взгляд, он примитивен и ужасен. Дал бы зеленый свет коллекции «Золото сарматов», которая, между прочим, является лучшей в стране! Хорошо бы извлечь на свет божий шикарные образцы оружия, государственные награды царской России и современные. Несколько помещений можно посвятить нашим известным землякам. При устройстве современного музея уже сложно обойтись без технических новинок. Например, возможен показ 3D-экспонатов. Это, конечно, потребует немало денег, но, думаю, быстро окупится, потому что повысит интерес волгоградцев, а также привлечет туристов.
Ольга Малкова, искусствовед:
– Основные требования к современному музею – чтобы был умным и внятным. Музей складывается из трех основных вещей – помещение, коллекция и люди, коллектив. Изменилась наша визуальная культура, и с этим надо считаться.
Экспонат в старенькой примитивной витрине уже не смотрится. Музей не должен отставать от жизни. Есть такая вещь, как музейное исследование, суть которого – узнать, на что «клюет» посетитель, как подать товар лицом. Способы подачи материала могут быть как традиционными, так и высокотехнологичными. Современный рынок IT-технологий предлагает разнообразные инновационные решения для музеев: голографические экраны и пирамиды, виртуальные экскурсоводы, сенсорные киоски, интерактивные стенды и книги.
Большой интерес в последнее время вызывает так называемая дополненная реальность, позволяющая при помощи мобильного устройства рассмотреть экспонаты не выходя из дома, точно так же, как составить личный маршрут по музею или пообщаться с экспертом.
Трудность состоит в том, что музей, с одной стороны, должен быть понятен человеку, и тут как раз надо учитывать и клиповое мышление, и возможности мультимедиа, но с другой стороны, новые технологии и «фокусы» не должны заслонить «святая святых» музея – экспонат. Небезынтересно, что в крупнейших музеях намечается уход от высокотехнологичного показа. Впрочем, вспомните выставку Андрея Рублева в нашем музее. Никаких технических "изюминок", но люди стояли очереди, чтобы посмотреть привезенные работы. То есть я еще раз хочу подчеркнуть, что выбор подачи в конечном итоге диктует экспонат.
Что касается Волгограда, то у нас мультимедийные приложения востребованы и не вызывают негативных реакций. Но прогресс идет быстро, мультимедиа быстро устаревает. И что удивляло посетителя несколько лет назад, скажем, интерактивная доска, уже воспринимается как должное. Идти в ногу с технологиями очень сложно. Полагаю, что без баланса артефактов, коллекций с "техническими возможностями" современного музея быть не может.
Еще одно из условий популярности – динамика, частая смена экспозиций. Пусть сегодняшняя выставка совершенно не интересует человека, но ведь завтра будет другая, которую он давно хотел увидеть. Безусловно, в работе любого музея важен такой момент, как самореклама. Например, даже трендовый музей, как Третьяковка, не гнушается ею. А разве она страдает от дефицита посетителей?
Евгений Круглов, руководитель археологической секции ВРО «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры»:
– Как минимум музей должен возглавлять не депутат, а профессионал с соответствующим образованием. Помещения должны быть адекватными и специально приспособленными, как для хранения, так и для выставок. Сейчас функция краеведческого музея сводится только к хранению. Для показа многих подлинных экспонатов условий нет. Использование неподготовленных зданий проблему не решит. Постройте в городе вторую панораму, над которой трудились 15 лет, с современным фондохранилищем, откройте реставрационную мастерскую, золотую кладовую с надлежащей охраной, вот тогда и покажем.