Нужно ли давать детям деньги на карманные расходы в Волгограде?

7 октября 2018

Психологи и финансисты в этом вопросе единодушны. По мнению специалистов, карманные деньги важны для формирования финансовой грамотности ребенка. Но с оговоркой – подходить к этому нужно правильно!

В нашей стране нет закона, который бы обязывал давать деньги ребенку на карманные расходы. Поэтому ответственность за обучение правильному пользованию капиталами целиком лежит на родительских плечах. Далеко не все семьи понимают, как организовать этот процесс. Поэтому подсказка специалистов будет весьма кстати.

Когда начинать?

Перво-наперво нужно определиться с возрастом. По закону, совершать самостоятельные покупки ребенок может уже с шести лет. Так что дошкольникам вполне можно пробовать выдавать небольшие суммы на личные расходы. К тому времени, когда ребенок достигнет школьного возраста, эта процедура станет уже привычной необходимостью.

 

Сколько стоит давать?

Что касается суммы, то здесь все зависит от доходов семьи. Но имеет смысл соблюдать некий баланс. Сначала стоит поинтересоваться у родителей, например, одноклассников или друзей ребенка, сколько в среднем денег они выдают детям на личные нужды. Делается это для того, чтобы ребенок, с одной стороны, не чувствовал себя обделенным, а с другой – не выглядел намного «богаче» на фоне сверстников. Важный момент: не позволять выпрашивать сумму большую той, что установлена.

 

Как вести контроль?

Следить за тем, на что ребенок тратит деньги, безусловно, нужно. Но делать это необходимо деликатно, чтобы контроль не превратился в слежку и навязывание своего мнения. В последнем случае смысла во всем этом мероприятии нет, так как ребенок уже не самостоятельно распоряжается финансами и ни о каком обучении речи идти не может. Кроме того, это подрывает доверие со стороны взрослых, а значит, не формирует ответственность у детей. Если не получается найти баланс, можно попробовать использовать специальную дополнительную карточку, которая прикреплена к счету родителей. Такая услуга сейчас доступна во многих банках. На эту карту, которая будет на руках у ребенка, раз в день или неделю автоматически сбрасывается фиксированная сумма. Дети распоряжаются этими деньгами по своему усмотрению, а родители контролируют процесс. Владельцу карты будут приходить уведомления обо всех операциях. Таким образом можно следить за всеми расходами своего чада, смотреть, на что конкретно идут деньги и в каком количестве. При этом ребенок даже не знает о том, что родители его контролируют.

За что стоит платить деньги?

Только не за те обязанности, которые должны быть у всех детей – школа, уроки, работа по хозяйству. Очень часто родители стимулируют деньгами за хорошие оценки, помощь по дому. Специалисты говорят, что делать этого ни в коем случае нельзя. Ведь получается подмена понятий. Есть вещи, которые не относятся к финансам. Например, домашнее хозяйство – это общее семейное дело, проявление заботы друг о друге. Получать знания – прямая обязанность ребенка. Могут быть, конечно, какие‑то задачи, которые не входят в круг обязанностей. Например, что‑то ребенок починил соседям или настроил компьютер знакомым. Тогда за эту работу можно дать деньги. Но это касается детей среднего и старшего школьного возраста.

 

Самое главное – родительский пример!

Как и в любой другой воспитательной сфере, в финансовом вопросе также важен достойный образец. Сначала стоит внимательно присмотреться к себе и проанализировать свои траты. Важно, чтобы в семье велся учет доходов и расходов, траты не превышали заработка, не брались беспорядочные кредиты, были накопления и сбережения на непредвиденные ситуации. Кроме того, необходимо разбираться в элементарных финансовых инструментах и знать свои права.

 

 

В помощь родителям!

Нужно учить детей ставить цели. И последовательно реализовывать свои желания. Если, например, ребенок мечтает о дорогой вещи, то он должен четко понимать, что, ежедневно тратя деньги на сладости, он не сможет накопить на нее. Помочь ребенку не поддаться соблазнам и все‑таки приобрести желанную вещь можно несколькими способами. Сначала необходимо визуализировать объект, то есть попросту нарисовать его красиво и повесить творение на видное место. Если ребенок не может определиться или у него несколько желаний, то поможет список. В нем будут обозначены цели по порядку.

Следующий шаг – это накопления. Для детей помладше можно использовать копилку. Для тех, кто постарше, она будет не совсем удобна, так как пересчитать деньги, не разбив ее, нельзя. Таким детям стоит складывать деньги в какую‑нибудь коробочку или баночку с крышкой, а для подростков можно завести банковскую карту или электронный кошелек. С их помощью ребенок будет следить за своим балансом и видеть, сколько еще осталось накопить.

Обучая ребенка финансовой грамотности, взрослые не должны просто откупаться от него. Это может спровоцировать определенные негативные последствия. Особенно, если давать ребенку бессистемно большие суммы, не обсуждать его траты и не контролировать их, а только ругать. Ошибки обязательно будут, но из них нужно извлекать уроки, постоянно обсуждая покупки. Если же все делать ответственно и правильно, то и результат будет соответствующим.

Ирина Марченко. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив.

По материалам Fincult.info