Новый образовательный стандарт для школьников: что это такое, в чем отличия

Фото автора
По системе «Наша новая школа» с 2011 года занимаются первоклашки. Сейчас они как раз переходят в пятый класс: на них же новую схему обкатают в средних классах. Старшие классы планируют осовременить с 2020-го – первопроходцами станут все те же мальчишки и девчонки 2004-2005 гг. рождения. Какие нововведения ожидают нынешних и всех последующих пятиклашек, рассказывает Ирина Радченко, председатель департамента образования администрации Волгограда.
Образование не станет платным
– Первое, с чем мы столкнулись при переходе на новые образовательные стандарты, – страх родителей касаемо платного образования. Они уверены, что за все новое нужно платить, но это не так, – рассказывает Ирина Анатольевна. – Оснащением кабинетов занимается федеральный бюджет. Родительское вмешательство в финансовые дела школы продолжает находиться на уровне благотворительности.
Всего нововведение распространится на 150 школ Волгограда. Свыше 5 тыс. учителей заранее прошли курсы повышения квалификации.
– Педагогам необходимо было организовать работу в интернет-пространстве. Конечно, многие уже на равных с учениками используют технологии, но все же за прогрессом сложно уследить. Помимо электронных дневников, новый стандарт сближает учителей и родителей, в любой момент они могут связаться по Скайпу и получить информацию об организации учебного процесса.
Взрослые предметы
Явные изменения претерпела учебная программа пятиклассника. На год раньше школьники начнут изучать обществознание, ранее этот предмет вводился в программу лишь в 6-м классе. Вместо размытого "природоведения", пятиклассники будут изучать биологию и географию. Произошло перераспределение часов по русскому языку и литературе, по новому стандарту на изучение родного языка выделяется 5 часов, а на литературу – 3 часа в неделю.
– Так получилось, что в обучении мы опираемся на знания 50-летней давности. Это неправильно, мир меняется постоянно, – говорит Ирина Радченко. – Главная задача современного учителя не заставлять ребенка насильно учиться, а воспитать в нем желание учиться самому. Научить его учиться, мыслить. Только развитый ум может стать залогом успеха. В этом и основа метапредметности, позволяющей обучать навыкам переработки информации, критическому и творческому мышлению.
По мнению эксперта, итогом введения метапредметности станет ученик думающий, способный к анализу, умеющий рассуждать и грамотно говорить.
– Сейчас мы видим детей, теряющих интерес к обучению в 7-8-х классах. Такого быть не должно!
По мнению специалистов, новые стандарты позволят учителю вести постоянный диалог с ребенком о смысле жизни и ее ценности. Делая это не назидательно, свысока, как в советской школе, а технологично, общаясь на равных.
– Метапредметный подход не только уберет лишнее напряжение между учеником и учителем, но и поможет полученные в школе знания применить в реальной жизни, – объясняет специалист.
Выбор за родителями
Согласно стандарту 70% от общего объема учебной программы школьник изучает в обязательном порядке, а 30% – это право выбора предмета детьми, их родителями и школой.
– Право делать уклон на какие-то предметы переходит от государства к родителям. Хотите, чтобы ребенок вырос "физиком", вводим в программу больше математики, нет – делаем упор на русский язык, – продолжает рассказывать о нововведениях Ирина Радченко.
Право за родителями остается и в выборе внеурочной деятельности, на которую выделяют 10 часов в неделю. Волгоградские школы подготовили десятки кружков – от спортивных до научных, проводить время в которых можно будет бесплатно.
– Во внеурочные занятия входят экскурсии, конференции, выезды на природу. Также разные формы научной и научно-исследовательской жизни. Все это должно стать нормой для каждой школы, – поясняет специалист.
Интерактивные доски – каждому?
В Москве в каждой школе имеются интерактивная доска и набор ноутбуков. В городе-герое финансирование программы заметно отстает.
– Утверждать, что специализированная техника изменит отношение ученика к учебе, можно, но это не главное, – уверена Ирина Анатольевна. – При правильном использовании материала и заинтересованности ребенка уже достигается определенный успех. Оснащение школ ведется, но не в массовом порядке. Уверена, что к 2016 году ситуация изменится и в каждой школе будет необходимая техническая база.
Уже сейчас в каждом образовательном учреждении используют электронные журналы и дневники. А региональные программисты работают над созданием единой системы, построенной на технологии социальных сетей, которая свяжет учителя и родителя.
– В идеале в каждом кабинете место учителя должно быть оборудовано компьютером, принтером, мультипроектором и интерактивной доской. Комплекты ноутбуков должны перемещаться из класса в класс. Новые стандарты помогут нам реализовать эти условия. Пока же только около 20 школ города могут похвастаться такими условиями, – продолжает специалист.
На реализацию программы "Наша новая школа" Волгоградской области в этом году выделили 28 млн руб. Большая часть денег пошла на переобучение учителей, также провели ремонт учреждений. Оценить проделанную работу родители и ученики смогут уже совсем скоро, 1 сентября.
Наша справка
Основные отличия программы «Наша новая школа»
Было
Учитель-лектор. Держит дистанцию с учениками. Чаще всего его цель – начитать материал и проверить, как ученики его усвоили.
Стало
Учитель-наставник. Мотивирует у учеников интерес к знаниям. Старается превратить процесс обучения в игру, следит за тем, чтобы все дети были включены в обсуждение.
Было
Оценки. Раньше проследить за успеваемостью можно было, лишь ориентируясь на текущие результаты
Стало.
Дневник заменит портфолио, в которое укладываются результаты тестов, грамоты, дипломы и призы.
Было
Единый учебный план. На образовательную программу никто не мог повлиять, кроме государства.
Стало
Учебный план строится учеником и родителями.
Было
Скучные лабораторные. Испытать на практике полученные знания дети могли лишь в письменных лабораторных работах.
Стало
Начиная с 1-го класса дети обязаны готовить индивидуальные учебные проекты по темам.
Было
Рукописный конспект. Обучение компьютерной грамотности велось вне школы.
Стало
Текстовый редактор. С 1-го класса дети осваивают набор текста вместе с чистописанием.
Было
Бесцельные прогулки
Внеурочная деятельность была чем-то номинальным.
Стало
Кружки и секции
10 часов в неделю выделяется школьнику на саморазвитие. Спортивные секции, творческие кружки, научные семинары и экскурсии ждут детей после школы.
Это интересно
Бизнесменов воспитают со школьной скамьи
В некоторых школах России начиная с 1 сентября 2015 года могут ввести обязательные предметы, направленные на развитие предпринимательских способностей у учащихся.
Минобрнауки уже занимается разработкой трех специализированных образовательных программ: "Основы экономической культуры" для учеников 4–6-х классов, "Экономика и бизнес" – 7–9-й классы, "Основы предпринимательства" – 10–11-й классы. Таким образом, правительство рассчитывает, что к 2020 году вклад малого и среднего бизнеса (МСБ) в ВВП составит не менее 50%, а объем работников там в общей численности занятого населения увеличится до трети – 25 млн человек.