Никас Сафронов: "Убирая морщины – идеализирую. Но объективно!"

29 декабря 2015

Персональная выставка художника стала подарком к 55-летию музея имени Машкова. Мэтр лично открыл экспозицию. А в интервью "Вечерке" рассказал, что связывает его с Волгоградом, почему не хватает времени на детей и чем можно восполнить недостаток красоты.

 

Волгоград знаю наизусть

? Не прошло и трех лет с вашей предыдущей выставки в городе-герое. Мы не Москва и не родной для вас Ульяновск. Чем Волгоград заслужил такое внимание художника?

– Город-герой стал моим маяком еще в 80-е годы. Сюда меня влекла любовь. Моя тогдашняя девушка Моника, итальянка, работала переводчиком на Волжской ГЭС. Поэтому ездил я сюда еженедельно, жил по нескольку дней. Я знаю город очень хорошо, могу сам проводить экскурсии.

Была еще забавная история, я присутствовал на конкурсе "Мисс Россия", и там участвовала волгоградка. Девушка, к сожалению, не стала победительницей. Она расстроилась, заплакала, я не мог на это смотреть и решил ее успокоить, пригласив мне позировать. Два раза она ко мне приходила, а потом исчезла. Ее портрет я представил на прошлой выставке в Волгограде и сказал, что, если она найдется, подарю ей картину. И она нашлась. Уже замужняя, с двумя детьми, но все такая же прекрасная.
Есть и еще одна причина, почему я всегда буду привозить сюда свои картины. В 90-е я познакомился с самым светлым и чутким человеком из всех, кого знаю, – Владиславом Ковалем. "Родненький мой человек", – так он обращается к каждому встречному. Разве можно устоять? Когда приезжает ко мне в Москву, везет подарки не только мне, но и всем моим друзьям. Вот сейчас подарил мне золотую монету "Моему Никасу от Коваля". Удивительной красоты вещица. Сделаем еще несколько экземпляров, подарим моей любимой Елене Орловой (директор музея Машкова. – Прим. авт.) и губернатору с благодарностью, что поддерживает искусство.

? У музея Машкова есть хорошая традиция: после авторских выставок художники дарят фонду свои картины. Не думали об этом?

– Елена Владимировна – уникальный человек, воюющий за культуру, воспитывает новое поколение художников, сражается за деньги. Ведь без культуры нет и страны. Я готов подарить картину, но лучше, когда их покупают меценаты и оставляют в фондах. Это справедливо. Если такое случится, готов отдать больше половины суммы на развитие художественной культуры Волгограда.

? Упомянутый вами Владислав Коваль ратует за переименование Волгограда в Царицын. Что думаете об этой идее?

– Имя Волгоград ассоциируется у меня с чем-то северным, совсем не солнечным. "Холодный град" – что-то такое приходит на ум. С Царицыном проще – город-Царь. Тем более у вас такая царственная река, с такой рыбой. Я нигде таких осетров не видел – просто сказка!

 

Рука помощи

? В Интернете появилась информация, что вы выставили на аукцион портрет Жанны Фриске, все деньги от продажи которого пойдут на лечение девочки с раком мозга. Расскажите, как родилась идея и часто ли вы занимаетесь благотворительностью?

– С Жанной я познакомился на съемках "Ночного дозора", правда, меня потом вырезали из фильма, но опыт был чудесным. Она оказалась очень доброжелательной девушкой. Пару раз она приходила ко мне, я сделал карандашный набросок, потом маслом, но закончил портрет лишь после ее смерти. Она занималась благотворительностью, помогала детям с таким же диагнозом. Андрей Малахов предложил мне продолжить ее дело и устроить аукцион. Начальная стоимость всего 500 евро. Все полученные средства пойдут на лечение ребенка. Это, конечно, не первый мой опыт. Часто я продавал картины по 40–50 тыс. евро, а все средства шли на поддержку талантливых детей. Не раз я сотрудничал с такими актерами, как, например, Чак Норис, в США проводили мероприятия против наркотиков. Искусство же самое лучшее лекарство против насилия, оно сближает людей, человек становится душевнее. Но недовольные всегда найдутся. Я вот фасад дома обновил за свои деньги, сделал ремонт в подъезде, повесил картины, но соседи все равно всячески меня грязью поливают (от редакции: трехэтажная квартира в центре Москвы оценивается в 70 млн долларов).

? Вы любите делиться опытом. Не планируете открыть студию где-нибудь на периферии? Вы же часто у нас бываете.

– Это уже пройденный этап, в Москве открыта детская студия Никаса Сафронова, но, к своему стыду, я там бываю от силы раз в год. Я постоянно в разъездах. Только до конца года мне нужно посетить Китай, Дубаи, Париж и Лондон. В первых двух создают мой музей, нужно проследить, как это все будет выглядеть. В Лондоне и Париже открываются мои выставки. Кроме того, мне необходимо работать. Пишу я много, творю исключительно ночью. В месяц у меня выходит по 10 полотен. Пишу не только новое, но и дописываю старые картины. Времени посещать детей с мастер-классами у меня совсем нет.

 

Люди устали от перфомансов

? Скажите, как вы относитесь к современному искусству? Можете ли назвать художником Петра Павленского, прославившегося своими акциями с зашиванием рта и прибиванием гениталий к брусчатке Красной площади?

– До кризиса 2008 года художников-авангардистов поддерживал Запад, он давал средства на развитие современного искусства, поэтому в музеях страны мы видели черт-те что. Музей из храма искусства превратился в цирк, главное место в котором занял перфоманс. Люди разучились рисовать, проще поплясать под непонятную музыку и выдать это за творческий акт. Теперь без финансирования приходится выдумывать все самим. Павленский провел смелый творческий эксперимент, как он наверняка думал. Но людям не нужна метафоричность, они не смотрят вглубь, а просто видят мужика, не совсем здорового, с прибитыми гениталиями в центре страны. Это надругательство, насмешка над ними, а не искусство. Искусство воспринимается душой. Нужно нести позитивную эмоцию, чтобы люди развивались, качали, как мышцу, свой эстетический вкус, а не разжигать ненависть.

? Может показаться, что в вашем творчестве позитивная эмоция граничит с лестью. Часто ли вы приукрашиваете своих героев?

– Я уверен: нет некрасивых людей, есть просто неухоженные, не следящие за собой. У меня есть кум Николай Дроздов (ведущий программы "В мире животных". – Прим. авт.). Поехали мы как-то на Алтай. Лето, река, где снимали "Майскую ночь" по Гоголю, и мы в этой красоте. Тут мимо идут две девочки лет по 12. Одна невероятной красоты, блондинка с голубыми глазами, как лебедушка плывет. К реке подходит, сандалики плавно снимает, в каждом движении грация и порода. И тут касается воды – и на всю округу: "Ну, ё... твою мать, вода-то холодная!" И все, мираж рассеялся. Поэтому я утверждаю, что недостаток красоты с лихвой можно восполнить воспитанием. Художник должен показывать только правду, но не все написано на лице. Если ты видишь людей красивыми, то они всегда будут сиять на холсте. Да, я могу подкорректировать, убрать усталость, лишний подбородок, морщины. Делаю идеализацию, но объективную. Самое главное – это глаза, через них видна душа человека, его стержень.

? Почему вы пишете только известных людей? Получается, у тех, кто вне творчества и признательности публики, нет того самого стержня?

– Опять же – недостаток времени. Я пишу только тех людей, с которыми мне интересно общаться. Мы можем друг друга чему-то научить. Вот только Софи Лорен у меня 15 портретов. В следующем году она планирует напечатать календарь с ними, большая для меня радость. Каждый мой герой становится мне другом. Творчество нас объединяет.

 

Справка "Вечернего Волгограда"

Экспозиция работ Никаса Сафронова, представленная в Волгоградском музее имени Ильи Машкова, проработает до окончания новогодних каникул. Волгограды смогут увидеть около 100 произведений художника, выполненных в различных техниках: классический портрет, пейзаж, сюжетные композиции в стиле символизма, а также в авторском стиле Dream Vision.

DNG