Не платите больше, чем указано на ценнике

18 мая 2016

На вопросы отвечает юрист Волгоградского союза потребителей Елена Топольскова.

 

? Очень часто на товарах в магазинах отсутствует ценник или указана старая цена. На кассе оказывается, что на самом деле товар стоит дороже. Продавец объясняет это тем, что ценник не успели поменять. Можно ли пожаловаться на действия кассира? И по какой цене мне должны продать товар?

 

– Вам обязаны продать товар по той цене, которая указана на ценнике. В случае отказа сфотографируйте ценник и напишите жалобу в Роспотребнадзор. Обычно продавцы, видя, что покупатель знает свои права, соглашаются уладить конфликт и продать товар по «старой» цене. Отсутствие ценника – это также нарушение прав потребителя, непредоставление существенной информации.

 

? Собираюсь купить подержанную машину. Но боюсь, что мне подсунут битую, после аварии, кое-как залатанную. Вдруг через какое-то время после покупки начнут проявляться недостатки. Можно ли как-то застраховать себя? И несет ли ответственность продавец за сокрытие информации о недостатках?

 

– На машины, купленные на вторичном рынке, не распространяются никакие гарантии. Можно будет вписать в договор пункт об ответственности продавца, если в процессе эксплуатации начнут выявляться недостатки. Однако нужно будет доказать, что эти недостатки не появились после покупки. Проще всего провести полную компьютерную диагностику автомобиля на станции техобслуживании. Вы потратите немного денег сейчас, чтобы уберечь средства и нервы в дальнейшем.

 

? В магазине ребенок случайно толкнул полку с вином, выставленную в центре торгового зала. Подошел охранник и потребовал, чтобы я заплатила за разбитую бутылку. Я отказалась, а он пригрозил написать заявление в полицию. Действительно ли я обязана уплатить за поврежденный товар?

 

– Если вы случайно повредили принадлежавший магазину товар, то сотрудники магазина не вправе требовать у вас оплаты испорченного товара, поскольку это случайное повреждение имущества. Продавец должен так расставлять товар, чтобы покупателям было удобно двигаться и не было неустойчивых конструкций из хрупких предметов.

 

Согласно ст. 211 Гражданского кодекса РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Соответственно за разбитую бутылку несет ответственность магазин.

 

? Недавно купил своей девушке обручальное кольцо. Но оно не подошло по размеру. В магазине отказались обменять кольцо или вернуть деньги. Правы ли они?

 

– Продавец полностью прав. Согласно Постановлению Правительства от 19.01.1998 года № 55 изделия из драгоценных металлов входят в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену. В него также входят предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, нижнее белье для детей и взрослых и некоторые другие предметы и вещи.

 

? Имеет ли право турфирма заменить один отель на другой, если его категория выше?

 

– Нужно смотреть условия договора, если в нем прописано, что турфирма может заменить один отель на другой по своему усмотрению, тогда да. При этом отель должен быть той же категории или выше, чем был предусмотрен изначально. Потому что «звездность» отеля входит в стоимость путевки. Если в договоре этого пункта нет, то турфирма не имеет права в одностороннем порядке изменять существенное условие договора. Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. В соответствии со ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны только по соглашению сторон в письменном виде.

 

? Какие услуги гостиница должна оказывать без взимания дополнительной платы?

 

– Гостиница должна по графику проводить уборку номера, заменять постельное белье, полотенца, мыло. Кроме того, согласно п. 15 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 года № 490, без дополнительной оплаты можно вызвать скорую помощь, пользоваться медицинской аптечкой, просить доставить в номер корреспонденцию, разбудить к определенному времени и предоставить кипяток, иголки, нитки, один комплект посуды и столовых приборов.