Названы три факта о Гражданской войне на территории Царицынского уезда

«Вечерний Волгоград.ру» продолжает рассказывать об исторических событиях столетней давности.
Белые смогли взять город только с четвертой попытки
Царицын был не только пунктом отправки продовольствия с российского Юга в центральные регионы страны, но и перевалочным пунктом кавказской нефти. Стратегическое значение города во многом определило его судьбу и в годы Гражданской войны, и позже – во время Второй мировой.
Белые старались любой ценой занять Царицын, красные – отстоять. Как рассказал Борис Смирнов, в истории обороны Царицына принято выделять три этапа.
Первый приходится на июль-сентябрь 1918 года, второй – на октябрь. Во время второго наступления белогвардейцам почти удалось захватить город, однако исход схватки определила подоспевшая дивизия Дмитрия Жлобы. Интересно, что в Царицын командир прибыл самовольно, поссорившись с главнокомандующим Красной Армией на Северном Кавказе. На Царицынском фронте его не ждали ни свои, ни чужие. Но именно стремительная атака так называемой «стальной дивизии» в районе Сарепты сыграла, по мнению специалистов, ключевую роль.
Впрочем, впоследствии ни эта, ни другие заслуги, отмеченные двумя орденами Красного Знамени, не спасли военачальника от сталинских репрессий. Жлобу расстреляли в 1938 году.
Третью попытку захватить город белые предприняли зимой 1919 года. К этому времени армия была истощена, к тому же кавалерия была несокрушима на степных просторах, а вот для ведения осадной войны казаки оказались не приспособлены. Ситуацию усугублял холод.
Удача улыбнулась белогвардейцам лишь летом.
Как рассказал Борис Смирнов, после трех неудачных штурмов в феврале 1919 года Краснов сложил с себя полномочия донского атамана. Часть казаков разошлась по своим станицам, а часть влилась в Добровольческую армию Антона Деникина. Незадолго до этого Деникин объявил о создании ВСЮР – Вооруженных сил Юга России. И уже эти силы он поделил на три армии: Добровольческая армия под руководством Май-Маевского наступает на Харьков, Донская армия Сидорина наступает на Воронеж и Кавказская армия Врангеля – на Царицын.
Барону Врангелю удалось сокрушить оборону города: 30 июня после 35‑часового боя Царицын был сдан.
2 июля сюда прибыл и сам Антон Деникин. 3 июля он обратился к войскам с такой речью: «С душевной тревогой я следил за вашим походом на Царицын, тяжелым походом. Вы начали его голыми руками, без тяжелой артиллерии, броневиков и танков. Но вы славные войска, шли на смерть и с тяжелыми потерями достигли победы».
Именно в Царицыне Деникин принял знаменитую Московскую директиву, определившую дальнейший ход, а возможно, и итог Гражданской войны. Он решил идти на Москву, вместо того чтобы подняться по Волге и объединиться с другими силами белых (а именно с восставшими на Урале казаками под командованием атамана Дутова), как предлагали многие генералы, в частности Врангель. В итоге наступление захлебнулось.
Кавказской армии удавалось удерживать Царицын в течение полугода. В это время город возрождался, заработали различные учреждения, трамвай, железнодорожное сообщение с Сарептой и даже кондитерские.
В январе 1920 года Красная Армия снова захватила Царицын, а линия фронта стала стабильно отодвигаться на юг и юго-запад.
– Красные наступали по всему фронту, подразделения Кавказской армии, находившиеся в городе, знали об этом и готовились к отступлению, – продолжает Борис Смирнов. – Перед отходом они заминировали и взорвали важнейшие объекты: тепловую электростанцию, мост через Царицу, некоторые заводы. И красные, хоть и с боями, но вступали в разрушенный город, который был частично оставлен войсками Кавказской армии. Эти разрушения оказались едва ли не более масштабными, чем разрушения за все время обороны Царицына.
Сражения под Царицыном оказались одними из самых кровавых в истории Гражданской войны
В течение трех первых штурмов красноармейцы потеряли коло 50 тысяч человек. Общие потери сторон за все время противостояния составили более 200 тысяч человек. Уже тогда Царицын стали называть красным Верденом.
Верден – это небольшой французский город, ставший печально знаменитым за пару лет до событий в Царицыне. Битвой за Верден, или верденской мясорубкой называют серию боевых операций между французскими и немецкими войсками в ходе Первой мировой войны. У немцев не было сил для ведения боевых действий широким фронтом – они сконцентрировали войска в районе Вердена с целью нанести точечный удар, прорвать оборону, что позволило бы зайти к противнику с тыла и сокрушить войска союзников, оборонявших Париж.
Однако стремительный прорыв не состоялся. Противостояние с переменным успехом длилось с февраля по декабрь 1916 года, то есть более десяти месяцев. В конечном итоге линия фронта осталась ровно там, где и была. Однако человеческие потери составили свыше миллиона человек.
В боях активно участвовали бронепоезда
Бронепоезда как вид вооружения активно использовали в Гражданскую войну в Америке еще в середине ХIХ века, железные машины участвовали также в англо-бурской войне. Однако в России они впервые встали на рельсы в начале ХХ века: в годы Первой мировой войны в стране было построено 15 бронепоездов, из которых к 17‑му году на ходу оставалось 13, шесть было на ремонте и еще два бронепоезда уничтожено.
Во время Гражданской войны обзавестись бронированными машинами старались обе стороны. Порой их строили из подручного материала. Производство было налажено и на орудийном заводе в Царицыне.
– Боевые действия с применением бронепоездов активно шли на территории города начиная с лета 1918 года, когда Царицын начинают штурмовать части Донской армии под командованием генерала Краснова, – рассказывает Борис Смирнов.
По данным историков, колонна броневиков составляла в Царицыне от 10 до 15 единиц, и это больше половины всех бронепоездов, состоявших на вооружении Красной Армии. В Донской армии, по данным на декабрь 2018 года, на всех направлениях было 14 бронированных машин, восемь из них – на царицынском фронте.
– В каждом бронепоезде находилось около трех-четырех пулеметов на один борт, – рассказывает Борис Смирнов. – Кроме каземата, где располагалась команда с орудиями, была еще открытая площадка, где находилось еще одно орудие – как правило, трехдюймовая полевая пушка, которая активно использовалась русскими войсками в период Первой мировой войны. Тактика боев на бронепоездах основывалась прежде всего на их маневренности. Поезда часто использовались для того, чтобы совершать налеты на какие‑то соединения противника или их важные железнодорожные станции. Железные дороги как пути снабжения и обеспечения были очень важны и для красных, и для белых. За контроль над ними как раз и сражались бронепоезда.
Команду бронепоезда составляли четыре-пять офицеров и до семидесяти членов экипажа в зависимости от числа вагонов. Причем они были не только бойцами, но по совместительству и строителями. При всей мощи бронепоезда были уязвимы: стоило повредить железнодорожные пути, и машина лишалась маневренности. Поэтому в вагонах хранились также шпалы, рельсы, инструменты, за которые при необходимости брались вояки.
С бронированными поездами связан один любопытный эпизод Гражданской войны. На станцию в Царицын прибыл броневик «Черепаха». На нем с юга в Сибирь ехали анархисты под командованием Петра Петренко. При себе они имели большой запас золота, украденного из банков Таганрога и Ростова-на-Дону. Красноармейцы предложили анархистам сдаться и отдать золото, те отказались. Завязался бой, в результате которого отряд Петренко был уничтожен, а «транзитный транспорт» перешел на службу в Красную Армию. Позднее он получил название «Второй сибирский» и участвовал в боях за Царицын вплоть до 1919 года.
Юлия Казанджан. Фото: Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации.