Нагрузить знаниями и при этом не отбить тягу к познанию – вот высший пилотаж педагога, считают эксперты

21 сентября 2017

Фото: ИД "Волгоградская правда"

«Вечерний Волгоград» продолжает серию интервью с учителями волгоградских школ и преподавателями допобразования, стартовавшую в начале учебного года. Надеемся, эти умудренные опытом люди помогут вам лучше понять своих детей и не наделать ошибок в трудном родительском деле.

 

«Потомственные» учительницы начальных классов старой советской закалки. Они однажды вошли в школу, чтобы остаться в ней навсегда.

 

Учителя рождаются прямо в школе

 

– Учитель – это?..

 

– Красная ручка! – гордо выпалил Сашка, успев покоситься на соседнюю парту. Пусть эта отличница Лариска с белыми бантами знает, что он первый юморист в классе.

 

– А я думаю, что учитель – это прежде всего тот, кто любит детей и может их научить читать, писать и считать, – сказала совершеннейшую банальщину, с точки зрения Сашки, Лариса.

 

Другие озадаченные первоклашки добавляли: «добрый человек», «вторая мама», много чего ожиданного и неожиданного. Сколько мудрости, любви и терпения надо, чтобы научить этих маленьких «инопланетян» ученым премудростям, а главное, сделать так, чтобы их не задавила махина школьной программы.

 

Лариса и Александр уже давно выросли, теперь их любимая учительница Любовь Петровна Ламмерт учит их детей. За полвека работы в школе она, кажется, узнала про них все. Без своих учеников моложавая белокурая женщина себя не мыслит. «Жить среди детей – это прекрасно!»

 

В Михайловское педучилище Люба поступила вопреки советам родителей, ведь одной из любимых игр детства была игра «в учительницу». Так то куклы, а хотелось настоящих живых непосед. Папа-филолог, мама-учительница начальных классов так и не смогли переубедить дочь. Кстати говоря, родственники у Любови Петровны тоже педагоги. Сам воздух вокруг нее заражен учительством.

 

Полина Матвеевна Липатова отдала школе больше 40 лет. По иронии судьбы она даже родилась на рабочем месте…

 

– Папа у меня преподавал немецкий язык и физкультуру, время было послевоенное, с жильем сложно, поэтому комнату ему с мамой выделили прямо в школе. Тут я и родилась, училась, после уроков вся школа становилась нашими владениями.

 

По 15 отличников в классе

 

Мы задали нашим собеседницам одни и те же вопросы, думая, что коллеги мыслят примерно одинаково. Вот что из этого вышло.

 

? Как учили вас?

 

– Учили хорошо, и сами мы при этом хотели учиться. Нас в семье было трое детей, мы старались не подводить родителей-учителей, – вспоминает Полина Липатова. – Хорошая учеба была негласным законом. Конечно, никаких презентаций или чего-нибудь еще мультимедийного не было. Мел, доска, ее величество книга. Век был книжным, а не компьютерным. Пионеры, комсомольцы, какие-то вечные дела, непередаваемый дух коллективизма. Сильного ученика прикрепляли к слабому. Жалко, что это убрали. И удивительное уважение к учителю, он мне казался чуть ли не святым человеком. Я уверена, что многое идет от семьи, в том числе желание учиться. Знаете, в моей семье было принято домашнее чтение. До сих пор помню, как папа вечером вслух читал «Отверженных» Виктора Гюго. Мы сидели вокруг него, внимательно слушали. А потом обязательно обсуждали. Так рождался ненавязчивый интерес к чтению, к литературе. А контролирующая фраза занятого в повседневной суете современного родителя «Ты сделал уроки?» мало что дает.

 

? Система образования сильно изменилась?

 

– Конечно. Мне больше импонирует советская школа. Система была проще, эффективней, изучалось всего меньше, но глубже. Сейчас же очень большой объем информации, на мой взгляд, избыточный для детской психики. Мы опирались только на книги. С появлением новых технологий знания добываются проще, но усваиваются они лучше один на один с книгой. Уверена, в начальной школе нужна только книга, – говорит Полина Липатова.

 

Любови Петровне больше нравится новая «компьютерная» форма работы, дает больше возможностей для обучения. И вообще она считает, что образование сдвинулось в лучшую сторону.

 

– У детей сейчас совершенно другое мышление, они более развиты что ли. Но память у учеников началки стала ухудшаться. Не успевают в голове все разложить по полочкам. Раньше у меня в классе было по 15 отличников. Будь моя воля, я бы запретила первоклассникам давать сотовые телефоны с игровыми программами. Сильно отвлекают ребят. У ребенка как? Отвлекся на минутку, а чтобы опять сосредоточиться, нужно еще пять минут.

 

? Какие вещи в образовании, на ваш взгляд, вечны?

 

Полина Матвеевна: Письмо, ручка, карандаш. Никакими гаджетами их не заменить. Кто-то относится к начальной школе несерьезно. А зря! Это тоже ценная вещь в образовании, фундамент дальнейшей учебы. У меня в классе было 8 отличников, так и 11 классов все восемь закончили на «отлично». Что посеешь, то и пожнешь.

 

Любовь Петровна: Фундаментальным является умение грамотно и красиво писать. В почерке выражается характер. И потом, красиво пишущий человек всегда внимателен, а это очень важно в обучении. А решение задач?! А умение рассуждать?! Это все вечно.

 

? Были ли в вашей практике особенные классы, которые выделялись на фоне остальных?

 

Полина Матвеевна: В 1978 году мы с мужем уехали на стройку века – БАМ. Здесь были комсомольцы из разных республик, не боялись неустроенности быта, сложных условий труда. У меня тоже не было страха, хотелось посмотреть, что такое БАМ, о котором так много в те годы говорилось. Классы там формировались многонациональные, большие, 38-40 человек. Но друг к другу дети относились удивительно внимательно. Учились даже в сильные морозы за 50 оС. За все 15 лет, что мы жили на БАМе, у нас в поселке не было ни одного конфликта на межнациональной почве, ни одной пьяной драки. Жили одной большой дружной семьей.

 

Любовь Петровна: Не могу выделить особенный. В каждом своя изюминка. Вот выпустила класс. Кажется, все, лучше уже не будет. Но проходит месяц-другой, и новый класс становится таким же родным и близким, как предыдущий.

 

? Правда, что у учителей есть свои любимчики?

 

Полина Матвеевна: Правда. Есть дети, которым нравится учиться, они слышат каждое слово учителя. Вот таких детей я особенно люблю. Но это не значит, что на ребят, которым лень учиться, не обращаешь внимания. Работает индивидуальный подход. Их тянешь, придумываешь что-то особенное. С удовольствием бы занималась с отстающими после уроков, но нет времени, слишком маленький перерыв между сменами. Поэтому часто говорю своим ученикам: дети, не теряйте времени даром. Его потом не подберешь.

 

Любовь Петровна: Не могу сказать, что кого-то люблю больше, кого-то меньше, все для меня одинаковые. Каждый ребенок дорог.

 

? Итоговым экзаменам по окончании начальной школы быть. Нужны ли они?

 

– Мы все равно пишем контрольные работы по русскому, математике. То есть по сути дела это те же экзамены. А итоговая проверка «чему научили» нужна однозначно, – считает Полина Липатова.

 

– Для детей и родителей это большущий стресс. Психологически очень тяжело. Достаточно серьезных итоговых работ, которые у нас обязательны в конце каждого триместра, вал проверочных контрольных ни к чему, – заключает Любовь Ламмерт, отметившая в этом году 50-летний юбилей работы в школе. – Считают, что ЕГЭ в 4-м классе даст детям представление о ЕГЭ в 11-м классе, но думаю, что к старшему школьному возрасту ученики начальной школы десять раз забудут об этом опыте.

 

Наталья Хайрулина