Надо ли заставлять делать уроки?

? Нужно ли родителям быть диктаторами (заставлять и жестко контролировать) в вопросе подготовки домашних уроков старшеклассниками? Или тут нужна лояльность, демократичность? Какой подход правильный?
Родительский комитет 9 "А" класса.
– Не знаю, насколько, мы можем говорить о "правильном" подходе, – говорит детский и семейный психолог, психоаналитик Наталья Кузнецова. – Тут вопрос, кто и что хочет получить на выходе. Тем более, что каждый случай индивидуален. Но если говорить в среднем, то подростки плохо переносят авторитарность, насилие, давление родителей, все это может приводить даже к суицидальности.
К старшим классам у подростков уже должна быть сформирована взрослая мотивация, сделан выбор профессии. Тогда они учатся исходя из того, какие предметы им предстоит сдавать. А вот если выбор профессии не сделан, то мотивации нет, родители не знают, как стимулировать подростков, и от бессилия проявляют авторитарность и насилие. Как правило, это имеет либо недолгий, либо обратный эффект.
Мне нравятся школы, в которых на дом ничего не задают, все стараются объяснить на уроках. Таких школ немного, но есть, некоторые родители сознательно выбирают такой подход.
В целом подростковый возраст – это трудный период не только для школьников, но и для родителей из-за непонимания. Родители часто просто не слышат своих подросших детей. Некоторые просьбы (например, купить новую толстовку или дать денег на кино с девушкой) кажутся им несерьезными. Они ограничиваются коротким "Нечего делать!" Тогда может иметь место "забастовка": чадо тоже не слышит просьб (требований) своих родителей.
Иногда это протест против школы или педагога или следствие конфликта с одноклассниками. Я много работаю с подростками, иногда им достаточно того, что хоть кто-то выслушал и понял их проблемы, помог решить жизненные задачи. Порой родителям нужен "переводчик" в виде специалиста, который понимает язык детей, подростков и взрослых и может наладить диалог.
– Крайности не приносят положительных результатов в любом вопросе, – считает школьный психолог Галина Козлова. – Каждая ситуация предполагает применение наиболее подходящей стратегии поведения – иногда надо потребовать жестко (но не жестоко), иногда пойти на компромисс. Конечно, в идеале выработать условия взаимодействия, основанные на сотрудничестве, учете интересов всех сторон. Попытка заставить старшеклассника выполнять домашние задания не аргументируя, не обращаясь к глубокой личностной мотивации ребенка, не просто безрезультатна, но и может привести к снижению уровня доверительности в детско-родительских отношениях, повышению тревожности и нарушению комфортности психологического климата в семье.
Наталья Хайрулина