Надо ли искать духовника и как попасть в воскресную школу

22 сентября 2020

На вопросы читателей отвечают священнослужители Волгоградской епархии.

 

В поисках наставника не теряйте разум

Как правильно выбрать духовника? Обязательно ли он должен быть у верующего человека?

Для начала нужно разобраться, кто такой духовник. Часто так называют священника, у которого регулярно исповедуются, берут благословение на какое‑нибудь новое начинание или спрашивают совета в той или иной жизненной ситуации. Такой наставник есть у многих воцерковленных христиан. По словам иерея Вячеслава Патрина, руководителя центра подготовки церковных специалистов Волгоградской епархии, понятие духовничества несколько глубже. Духовным отцом может быть только человек с большим опытом. Часто таких людей именуют старцами. Но гоняться за ними не стоит.

– Люди часто ищут старцев, чтобы быть у них в послушании и полностью доверить свою жизнь. Но здесь таится большая опасность, – предупреждает отец Вячеслав. – Во-первых, настоящие старцы большая редкость. Вместо них люди часто находят аферистов или людей, пребывающих в гордыне. Послушание им может привести к печальным последствиям – есть уже немало таких примеров. Во-вторых, христианин не должен снимать с себя ответственность за свои поступки, перекладывать ее на другого человека. Поэтому все нужно делать с разумением.

Более того, человек, находящийся в здравом уме, в состоянии сам контролировать свое поведение и соотносить с заповедями христианской жизни, уверен отец Вячеслав Патрин. В распоряжении любого православного христианина Священное Писание, а также труды святых отцов, в которых можно почерпнуть всю мудрость.

Поэтому важно не столько искать духовника, сколько повышать свой образовательный уровень. Никто не запрещает ходить от одного священника к другому, задавая интересующие вопросы. Все служители разные, как и миряне: у кого‑то богатый житейский опыт, кто‑то силен в теологических вопросах. Но в любом случае все услышанное нужно воспринимать рационально и соотносить с трудами святых отцов.

Шанс на спасение есть  у каждого

Если человек уже на склоне лет, но никогда не был в храме после крещения в детском возрасте, может ли он попасть в рай?

– Конечно, может, – говорит иерей Вячеслав Патрин. – Говорить о степени вероятности сложно, потому что в этом случае мы пытаемся поставить себя на место Бога, что неправильно и не всегда полезно. Но мы знаем, что Господь хочет помочь всем и спасти каждого. Спастись может даже некрещеный человек. Думаю, важный критерий – это нравственная жизнь человека.

Батюшка обращает внимание, что факт крещения никак не приближает нас к райской жизни. Если крещеный человек всю жизнь грешил, он ничем не лучше некрещеного.

Возникает вопрос: зачем тогда вообще нужна церковь со всеми обрядами?

– Дело в том, что в христианстве есть такая вещь, как покаяние, – продолжает отец Вячеслав. – Это изменение ума, когда человек понимает свою неправоту и обращается к Богу за прощением. Мы знаем, что разбойник, распятый вместе с Христом, раскаялся в последний момент и получил отпущение грехов. По сути, он был злодеем, но что‑то человеческое в нем осталось. И такое возможно в жизни каждого.

Иными словами, Анна Григорьевна, шансы есть у всех. Умножить шансы, если можно так выразиться, позволяет покаяние. А вот вероятность раскаяния у человека воцерковленного гораздо выше. Ведь этому учит вся церковная жизнь. Исповедь как одно из главных таинств и является покаянием человека, после которого он оказывается достоин причащения тела и крови Христовых.

– Если человек никогда не посещал церковь, жил по своим внутренним убеждениям или другим правилам, у него сложилась определенная картина мира, то ее довольно сложно изменить сразу, – поясняет отец Вячеслав. – Для этого с человеком должно произойти что‑то серьезное, возможно, какое‑то горе. Ведь почему люди в храм не ходят? Потому что им хорошо, Бог не нужен. Бог нужен, когда человеку плохо, когда ему нужна поддержка.

Конечно, лучше не дожидаться трагического поворота в жизни и как можно раньше приобщиться к жизни церкви – в молодом возрасте, когда «груз истории» не давит на плечи.

В целом священник советует меньше размышлять на эту тему.

– Все идеи относительно спасения нужны для того, чтобы не грешить. В случае с человеком, по поводу которого задан вопрос, говорить об этом нужно, чтобы он не отчаялся. Повторю, шанс на спасение есть у всех, – резюмирует священнослужитель. – Но когда начинают уходить в теорию, это имеет, как правило, некий спекулятивный эффект.

Воскресные школы на карантине?

Где можно найти актуальную информацию о воскресных школах, действующих в Волгограде, ознакомиться с программой обучения в них?

Как рассказал «Вечернему Волгограду» игумен Христофор Казанцев, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Волгоградской епархии, воскресные школы есть практически при каждом храме. Соответственно информацию можно получить в церкви: спросить у священника, в церковной лавке, изучить объявления при входе.

В основе программы всегда лежит общецерковный учебный стандарт. То есть воспитанники воскресной школы всегда изучают Священное Писание, суть и структуру богослужений, присутствует и местный компонент. Поскольку мы живем в казачьем краю, это может быть казачья культура.

Главная же цель не только, а может, и не столько дать теоретическую базу, сколько вовлечь ребят в жизнь прихода, чтобы они ощутили себя частью большой семьи. Тогда и нравственные ориентиры у человека будут правильные.

Отец Христофор напомнил, что в связи с распространением коронавируса деятельность приходских воскресных школ была приостановлена весной этого года. Но 25 августа Священный синод РПЦ рекомендовал руководителям на местах действовать по ситуации, складывающейся в каждом конкретном регионе. Поэтому уточняйте информацию непосредственно в церквях.

Нужно ли стараться брать с собой дочь-подростка на службы, если она явно этого не хочет, утратила интерес, хотя в детстве постоянно бывала на богослужениях? Как вообще вести себя с подростками, чтобы и не отвратить от церкви, и не дать утратить связь, веру?

– На этот счет есть интересная работа протоиерея Василия Зеньковского «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», где написано, что ребенок, переходя в подростковый возраст, открывает для себя мир вовне, у него просыпается интерес к окружающему, в том числе к людям, – говорит отец Христофор Казанцев. – Безусловно, родителям нужно это учитывать, ни в коем случае нельзя применять какое‑то насилие, в противном случае это вызовет еще большее отторжение.

По словам батюшки, нередко в подростковом возрасте люди отпадают от церкви, а потом возвращаются уже со своими малышами, желая оградить их от угроз современного мира. Но бывает и так, что подростки остаются в церкви. Здесь имеют значение два момента. Первый – как организована жизнь в приходе, созданы ли условия для самореализации подростков. Второй момент – это внутрисемейная обстановка.

– Обычно позиция отрицания возникает у ребенка тогда, когда он не понимает, зачем ему это нужно, – отмечает игумен.

Один из возможных мотивов оставаться в церкви – это стремление быть лучше. Если ребенка воспитывали в православных традициях, то к подростковому возрасту он умеет различать добро и зло, способен распознать в себе греховные мысли и переживания. Церковь дает возможность бороться с ними, не быть рабом греха.

– Поэтому родителям нужно быть прилежнее, до конца разобраться с этой проблемой, при необходимости подключить священника, – советует Христофор Казанцев.

Юлия Казанджан © Фото Сергея Григоренко