Волгоградский храм Николая Чудотворца нагонял ужас на Паулюса

25 февраля 2015

На территории Волгоградской области сохранились десятки старинных храмов. Правда, многие из них находятся в плачевном состоянии. Подлую работу, что начали большевики, продолжили фашисты – завершает время. Что мы теряем?

 

 

Необъяснимо огромное…

 

На проблему храмового строительства в Волгоградской области сегодня ученые смотрят с разных точек зрения. Но в одном они солидарны – культовую традицию необходимо сохранять, а там, где это уже невозможно – возрождать.

 

Один из самых красивых храмов Волгоградской области – в честь Святого Николая Чудотворца – находится в хуторе Голубинский Калачевского района. В годы войны он потряс командующего немецкой армией Паулюса, рассказывает религиовед Сергей Иванов. Это описано в книге краеведа Петра Селезнева «Южный крест».

 

«Все дни, все недели, пока командный пункт армии находился в Голубинской, его тянуло к этой русской церкви. Прогуливаясь, оказывался вдруг рядом; смотрел на церковь из окна квартиры, даже мысленно видел... И привлекала его не старинная кладка, не изящество строгих линий и уж, конечно, не рел игиозные мотивы. Только сейчас понял, что тянуло его чувство страха. От русской церкви исходило вековое, что-то необъяснимо огромное. Страшное заключалось в этой необъяснимости. Ее нельзя, невозможно преодолеть. Ощущение российской незыблемости исходило от огромных тесаных камней цоколя, от темного, угрюмоватого жженого кирпича, от ровных, словно по линейке отбитых швов. Всякий раз генерала Паулюса тянуло взглянуть вверх, увидеть шпиль и медный колокол. Звонница высокая, прямая, строгая, а колокол висел тяжелый, молчаливый, грозный. Больше всего Паулюс боялся смотреть вверх. Ему казалось, что вот-вот колокол бухне т, ударит, загудит литой медью…»

 

Пещерная традиция

 

Сегодня в Волгоградской области сохранилось порядка 70 культовых сооружений второй половины 18-го – первой половины 20-го века. Пять из них – монастырские комплексы: Дубовский, Каменно-Бродский, Кременско-Вознесенский, Гусевский и Усть-Медведицкий монастыри, к счастью, дошли до нас практически в первозданном виде, чего нельзя сказать о Грязнушенском, Крайшевском и старообрядческом Безроднинском, от которого остались только пещеры. Сейчас на этом месте находится городская застройка Волжского.

 

– На Дону было много пещерных храмов, – рассказывает Валентина Серебряная, почетный работник высшего образования, кандидат исторических наук, профессор ВолГАСУ. – Причем часто возникали сначала именно пещеры, над которыми строились храмы и монастыри.

 

Эта традиция, по словам исследователя, связана с историей раннего христианства – до начала 4-го века нашей эры христиане были гонимы римлянами-язычниками, и им приходилось прятаться в катакомбах.

 

– Кроме того, наша земля является колыбелью первых казачьих монастырей. До этого Войско донское не имело собственной епархии и приходилось казакам ездить совершать молебен в другие храмы. Кроме того, увеченным в боях казакам и вдовым женам погибших нужно было пристанище. Для этих целей и возникли два первых донских монастыря – Кременской мужской и Усть-Медведицкий женский. Причем женских монастырей всегда было гораздо больше.

 

Туалеты на месте церкви

 

С годами, монастыри, которые не могли себя содержать, приходили в упадок и их расформировывали за более «успешными». А то наследие, которое оставалось на их месте, гибло от человеческих рук.

 

Массовое закрытие церквей началось в 30-е годы. Одни разрушали, другие превращали в склады, конюшни, психбольницы… «Например, в церкви Рождества Христова хутора Раздоры хранили зерно, церковь Казанского собора в Усть-Медведицком монастыре по инициативе Серафимовича была разрушена и в ней сделали электростанцию, а в станице Котовской Урюпинского района, отличающегося сегодня наибольшей концентрацией действующих старинных храмов, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы находился склад химикатов, а потом на месте захоронений священников близ стен этой церкви поставили туалеты». Намеренно цинично. Но это позволило им выжить. Те же храмы, что остались пустовать, были разрушены временем. «Ведь храм очень похож на человека – если он не используется, прозябает, то его «организм» начинает быстро дряхлеть».

 

Заставил «безбожника» поверить

 

В послевоенное время многие объекты попали под горячую руку посредственных архитекторов-реставраторов и были изменены до неузнаваемости.

 

Например, здание Никольской церкви в Камышине или церкви Рождества Христова в станице Скуришенской. К счастью, дошло до нас в первозданном виде здание Воскресенской церкви в Серафимовиче.

 

– Интересно, что известный пролетарский писатель Александр Серафимович, в честь которого бывшая окружная станица Усть-Медведицкого казачьего округа и переименована в город Серафимович, был убежденным атеистом. Однако он сам писал о себе и этом храме: «…обличаю попов, затаптываю поминутно из-под ног смрад удушливого «опиума» с ладаном, шлю корреспонденции с фронта и... всё-таки? Откуда это странное, постоянно живущее чувство: нет, не то, не такое ты делаешь?» – цитирует Сергей Иванов.

 

Сейчас церковь действует. Чего нельзя сказать об уникальной церкви Покрова Пресвятой Богородицы в станице Тишанская Нехаевского района.

 

– Не так давно здание было передано епархии и даже назначен священник. Все шло к началу реставрации. Деньги, по воспоминаниям старожил ов , собирали всем миром. Но внезапно «сын господний» снял все со счета и исчез в неизвестном направлении. Так и стоит теперь церковь в полуразрушенном состоянии.

 

Развлекай и властвуй

 

– Я светский человек, – внезапно замечает Валентина Васильевна, посвятившая много лет жизни культовому зодчеству нашего региона, – человек не верующий. Но прекрасно понимаю, что храмы – это лицо нашей земли. Любое поселение всегда начиналось со строительства храма. Он был доминантой застройки. А сегодня мы пускаем это под бульдозер. П отому что это проще и выгоднее. На месте уникальных построек появляются безграмотные и некачественные сооружения и только потому, что за них платят деньги. Все стала решать коммерция. И никто даже не задумывается , что вместе с культурой мы уничтожаем нашу память и историю. Я сама видела, как в Волгограде при строительстве часовни Александра Невского обнаружили руины старинного собора Александра Невского. Их моментально забросали песком и продолжили стройку. Но ведь не может общество воспитываться только на «развлекаловке»! Человеку дана голова, чтобы мыслить и думать. А если его отучают мыслить и думать, то это делать за него будет кто-то другой.

 

Духовная сеть

 

Иерей Михаил Лоза является настоятелем храма Знамения Божией Матери в станице Зотовская Алексеевского района. Батюшка говорит, что разрушенные храмы – это больше, чем культурная потеря.

 

– Все знают, что есть радиовышки, которые передают сигнал, покрывая всю страну. Примерно по такому же принципу были расположены раньше и храмы – на расстоянии слышимости звона колоколов, образуя духовную сеть. Они накрывали защитным куполом, божьей благодатью всю нашу землю. Разрушение этой духовной цепи и было целью большевиков. После этого в нашу страну буквально прорвалась нечисть – хлынула одна война за другой, раздор и непонимание. Сегодня эта система храмов потихоньку восстанавливается, а вместе с ней возрождается и духовность нашего народа.

 

Храмы – это не только культурно-историческое наследие нашей земли, это оплот духовности и залог спокойной жизни всего православного народа.

 

Фото из личного архива и иллюстраций к книге «Культовое зодчество Волгоградской области» Валентины Васильевны Серебряной: ВолГАСА – Волгоград, 2002.

 

Наша справка

 

Святые места Волгоградской области

 

Храмы Волгоградской области второй половины XVIII – первой половины XX веков. На карте указаны как действующие, так и заброшенные культовые сооружения.

DNG