На ОАО «Каустик» нештатная ситуация возникла по вине предприятия

2 февраля 2016

ЧП на "Каустике",на территории которого произошли задымление и выброс вредных веществ, возникло по вине предприятия — так решил суд, который совсем недавно определил степень ответственности предприятия в сокрытии экологической информации. Сентябрьская история еще раз напомнила, что вопросам безопасности и контроля за экологической ситуацией муниципальной власти и контролирующим органам нужно уделять самое пристальное внимание.

Все помнят прошлогоднюю историю, когда Волгоград задыхался от ядовитого смога, висевшего над городом. По результатам проведения проверки к ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ за несообщение об аварийном выбросе в контролирующие органы привлечено ОАО «Каустик». Предприятие с обвинениями не согласилось и обжаловало постановление в Красноармейский районный суд, который, однако, признал его обоснованным. Не согласившись и с решением районного суда, «Каустик» обжаловал его в апелляционном порядке, но Волгоградский областной суд признал решение районного суда и постановление управления соответствующими требованиям закона. Руководство химического гиганта «всю дорогу» отстаивало свою точку зрения, которую открыто озвучило на круглом столе с участием представителей общественности, экологов и надзорных органов.

– Нештатная ситуация на производстве была, – заявил руководитель предприятия Эльдор Азизов. – Однако количество химического вещества, подвергшееся тлению, не могло повлиять на загазованность всего большого города. По нашему мнению, представитель Росприроднадзора произвел отборы проб не по соответствующей методике, поэтому с их результатами мы не согласны. Руководство завода считает, что выброс был незначительный и не мог нанести вред здоровью горожан и экологии, поэтому они не сообщили о нем соответствующим службам. Однако экспертиза, проведенная специалистами, показала обратное. Экологам пришлось доказывать вину предприятия в судебном порядке.

Это происшествие послужило поводом еще раз обратить внимание на экологическую безопасность. Ведь причиной ЧП, отмечают специалисты, стала совокупность нескольких факторов. Помимо нештатной ситуации на «Каустике», на территории Красноармейского и Кировского районов 23–24 сентября горели камыш и мусорная свалка. Последний объект давно вызывает тревогу у экологов. Они отмечают, что при горении мусорок выделяются диоксины, которые наносят серьезный вред здоровью. Подавляя иммунитет человека и воздействуя на процессы деления клеток, диоксины провоцируют развитие онкологических заболеваний, вторгаются в работу эндокринных желез, снижают репродуктивную функцию.

На Кировской свалке радиус распространения вредных веществ достигает порядка 5 км при западных ветрах. Городская передвижная эколаборатория периодически, действительно, фиксирует предельно допустимые концентрации по целому ряду токсичных веществ, образующихся в процессе горения полимеров. Но Кировская свалка не единственная проблемная в городе. На многих таких площадках продукты разложения ТБО загрязняют почвы и подземные воды, а частые случаи возгорания опасны и для окружающей среды, и для здоровья населения. Шаг к цивилизации Кстати, Кировская свалка была закрыта по решению суда, который возложил на администрацию Волгограда обязанность по рекультивации земельного участка.

Городской думой принято решение взять на контроль работу мэрии в части ликвидации горения отходов на этом полигоне и исполнения решения суда. Впрочем, жителям нужны не декларации, а конкретные дела. Пока их демонстрирует только обл- комприроды, разработавший комплексную стратегию в сфере ТБО.

– На территории Волгоградской области принята схема удаления ТКО из населенных пунктов. Согласно данной схеме, регион условно поделен на семь кластеров, каждый из которых объединяет несколько муниципальных образований, – рассказала начальник отдела облкомприроды Наталья Горковенко. – Такое количество полигонов полностью покроет потребность области в специализированных объектах размещения отходов. При строительстве полигонов ТБО используются самые передовые материалы – бетонитовые маты отечественного производства. Современный гидроизоляционный материал не позволит вредным веществам проникать в грунтовые воды и почву. А значит, с уверенностью можно говорить о высоком уровне экологической безопасности объектов.

В регионе идет работа по созданию трех мусороперерабатывающих комплексов в Волжском, Светлоярском районе и Дзержинском районе Волгограда. В общей сложности эти мощности позволят отсортировать более 70 % всех образующихся в области коммунальных отходов и направить их на переработку

Наведение порядка в сфере ТБО, а именно эту задачу для областных специалистов обозначил в качестве основного направления экологической политики губернатор Андрей Бочаров – уже приносит первые результаты. Улучшается обстановка на тех территориях, которые раньше страдали, без преувеличения, от настоящего мусорного коллапса, цивилизованной становится работа коммунальщиков, отвечающих за сбор и утилизацию отходов. При этом важно, что многие проекты реализуются регионом в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). И, несмотря на сложные экономические времена, областным властям удается и частные компании для такого сотрудничества находить, и в короткие сроки, экономя за счет ГЧП бюджетные средства, решать проблемы, о которых раньше только рассуждали общественники и экологи. Показания в норме Вопрос с теми же несанкционированными свалками и старыми полигонами актуален еще и потому, что, вопреки расхожему мнению, именно такие объекты, а вовсе не промпредприятия, являются источником повышенной опасности.

– Начиная с 2011 года и по настоящее время Волгоград исключен из приоритетного списка городов Российской Федерации с высоким уровнем загрязнения воздуха, для которых комплексный индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) равен или выше 14, – рассказала «МК в Волгограде» старший преподаватель кафедры экологии и природопользования ВолГУ Юлия Половинкина. – По данным официальной отчетности, на начало 2015 года ИЗА для Волгограда составил 3,7. Виноваты в загрязнении атмосферного воздуха, говорят специалисты, уже давно не заводы, а совсем другие источники. – Сегодня более 60 % от суммарного объема выброса загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу, вносит автотранспорт, – отмечает эксперт. – Экологическая ситуация усугубляется высокой транспортной загруженностью основных магистралей города и связанным с этим снижением их пропускной способности. Это приводит к сильной загазованности городского воздуха, в том числе токсичными угарным газом, диоксидами азота, углеводородами.

Решение проблемы власти видят в оптимизации транспортной схемы Волгограда, что, впрочем, уже делается – и в реализации мероприятий, указанных в Генеральном плане и в ведомственных муниципальных целевых программах по строительству и реконструкции дорог. Также в рамках региональной экопрограммы предусмотрен перевод городского автобусного парка на более безопасный для окружающей среды вид топлива – природный газ. Администрация региона уже помогла Волгограду начать приобретение новой техники. Эта работа продолжится и в 2016 году. Источник: "МК Волгоград.ру"