На какое время коммунальщики могут безнаказанно отключить горячую воду

На протяжении нескольких месяцев почти каждый день на два-четыре часа отключают горячую воду, или она едва течет тоненькой струйкой. Раз нет услуги, то положен перерасчет, а как это доказать, если сами коммунальщики оплату не желают снижать?
Начнем с того, что если никакой аварии на трубопроводе нет, то УК просто обязана предупреждать жителей о плановых отключениях коммунальных услуг: воды, света, тепла и т. д. Под штатными ситуациями подразумевается либо ежегодная профилактика (об этом обязаны предупредить за 10 дней), либо отключение услуг за неуплату (неплательщик оповещается о прекращении подачи услуги за 30 дней). Без предупреждения ту же самую воду, например, можно отключать, только когда речь идет об аварийной ситуации, стихийных бедствиях или ЧП, наличии предписания о том, что инженерные сети дома находятся в аварийном состоянии и их нельзя эксплуатировать.
При плановом отключении перерасчет обычно делают сами коммунальщики. Когда же речь идет об аварийной ситуации, то скидка производится только в случае превышения максимально допустимых сроков отключения. Эти временные промежутки прописаны в законе. Так, например, при прекращении подачи холодной и горячей воды из-за аварий на водопроводе они составляют в совокупности восемь часов в месяц и не более четырех часов единовременно. Исключение – глобальная авария на тупиковой магистрали, когда вода может отсутствовать до 24 часов.
– Первое, что нужно сделать, если аварийные сроки прошли, а воды так и нет – это позвонить в аварийно-диспетчерскую службу, – советует Сауле Тулиева, общественный жилищный инспектор. – Всегда нужно называть свои имя, фамилию, отчество и адрес. В свою очередь от сотрудника службы, который ответил на звонок, также нужно потребовать представиться и, самое главное, сообщить номер регистрации заявки, дату и обязательно время. Если и на самом деле возникли неполадки на трубопроводе, то аварийка наверняка в курсе и вам должны объяснить, по какой причине отключили воду и когда ее снова дадут.
Но случается, что сотрудники понятия не имеют об отключении или ограничении услуги. Тогда они в течение двух часов должны приехать по адресу обратившегося и зафиксировать тот факт, что горячей воды нет или она едва течет, а также составить акт.
– Зачастую в аварийку и вовсе нельзя дозвониться или сотрудники игнорируют вызов. В этом случае необходимо составить акт о нарушении качества предоставляемых услуг самим и обязательно указать в нем причину отсутствия представителей аварийки, – отмечает эксперт.
Подписывать акт должны как минимум два жителя и кто‑нибудь из совета дома или непосредственно сам председатель.
В акте необходимо указать дату и время проведения проверки, описать своими словами нарушения, которые обнаружились, и временной промежуток, в который отсутствовала вода.
Случается, что коммунальщики все же приезжают на вызов, но к этому времени услуга уже подается в полном объеме. Акт все равно должен быть составлен. Просто в нем необходимо указать этот факт. Количество экземпляров документа должно соответствовать числу заинтересованных лиц.
Если же сотрудники аварийки или УК не согласны с нарушением и в споре прийти к единому мнению так и не удалось, тогда следует договориться, каким образом в дальнейшем будет проверяться качество этой услуги.
– Началом периода нарушения качества коммунальной услуги считается дата и время составления акта проверки либо дата и время обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу, – поясняют в Госжилнадзоре. – Но только в случае подтверждения этого факта. В случае отсутствия акта, которым зафиксировано ненадлежащее качество коммунальной услуги, основания для перерасчета платы отсутствуют.
Со своим экземпляром акта нужно идти в жилконтору и на его основании требовать перерасчета.
Также хотим напомнить о допустимой продолжительности отключения других коммунальных услуг. Так, свет может быть отключен не более чем на два часа единовременно в том случае, когда имеется резервный источник питания, и до 24 часов при наличии только одного источника. Годовой лимит отключения электроэнергии в совокупности не должен превышать 72 часов.
Отключить газ имеют право не более чем на четыре часа суммарно в течение месяца. А вот нормы по устранению аварии в системе отопления разграничиваются в зависимости от температуры воздуха.
По всем видам коммунальных услуг сумма перерасчета определяется следующим образом: за каждый час превышения допустимой нормы размер ежемесячной платы снижается на 0,15% в соответствии с показаниями приборов учета (при их наличии) или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Ирина Марченко © Фото ИД «Волгоградская правда»