На что пойдут 10 миллиардов?

Порядка 10 миллиардов рублей перечислит региону федеральный центр на стабилизацию остродефицитного бюджета.
Порядок цифр впечатляет
Решение принято в конце минувшей недели на заседании российского правительства, в котором принял участие и Андрей Бочаров.
– Волгоградская область нуждалась в дополнительных средствах на повышение зарплат бюджетникам. Кроме того, требовалось хотя бы частично компенсировать потери казны из-за ухода крупных налогоплательщиков в консолидированные группы, – пояснил глава региона по итогам заседания.
Чтобы оценить широту жеста, нужно отметить, что годовые доходы регионального бюджета составляют всего 68 млрд рублей. А общая сумма федеральных траншей всем субъектам – 120 миллиардов. Таким образом, Волгоградской области отходит двенадцатая часть всех федеральных денег и это одна седьмая часть всех поступлений в облбюджет за 2014 год.
С одной стороны, радоваться нечему – очевидно, ситуация в регионе тяжелее, чем в других российских регионах. С другой стороны, даже на пороге экономического краха волгоградцы могли остаться со своими финансовыми проблемами один на один. Поддержка федералов – это ответ на четкий, внятный, обоснованный запрос со стороны регионального руководства, отмечают эксперты.
Развитие с ускорением
Кризисная ситуация с бюджетом области формировалась на протяжении нескольких лет. Существенное снижение налоговых поступлений произошло после создания так называемых консолидированных групп налогоплательщиков.
– Консолидированные группы налогоплательщиков призваны стимулировать развитие экономики страны в долгосрочной перспективе, – пояснил Артем Кирьянов, член Общественного совета Федеральной налоговой службы РФ. – Однако в результате применения нового закона в одиннадцати регионах доходы уменьшились более чем на 1 млрд рублей.
Глава регионального минфина Александр Дорждеев уточнил, что в результате создания консолидированных групп выпадающие доходы бюджета Волгоградского региона лишь по одному показателю – налогу на прибыль организаций – составили в 2012 году 3,3 млрд рублей, в 2013-м - 4,5 млрд рублей. Федеральная помощь позволит частично компенсировать эти потери.
Большая часть федерального транша – свыше 6 млрд рублей – это бюджетный заем, который позволит отказаться от услуг коммерческих организаций, существенно сэкономить на процентах, а экономию направить на решение других задач.
– Бюджетный кредит значительнее выгоднее для регионов, чем коммерческий заем, – объясняет финансовый аналитик Карен Туманянц. – Минимальный срок бюджетного кредита – 3 года, никто из коммерческих банков заем на такой длительный срок не даст. Что касается процентной ставки по бюджетному кредиту: если раньше она была не более 3% годовых, то сейчас обсуждается вопрос о снижении до 0,1% годовых. Фактически речь идет о символической цифре, на деле же переплаты практически нет.
Кроме того, отмечает аналитик, с учетом ситуации в регионе Федерация может пролонгировать срок выплат, в отличие от коммерческой организации, которая требует строгого соблюдения платежного календаря.
Отметим, Волгоградская область стала первой, кому Федерация сочла нужным оказать финансовую поддержку в связи с введением КГН.
– Решение по оказанию существенной федеральной поддержки в связи с введением консолидированных групп налогоплательщиков принято пока только по двум регионам – Вологодской и Волгоградской областям, – отмечает Ольга Чернокоз, главный редактор журнала «Регионы России: Национальные приоритеты». – Причем по Волгограду речь идет о более существенных объемах финансирования. Здесь сказывается не только разница в демографическом потенциале регионов, но и стремление федерального центра поддержать территории, особенно нуждающиеся в ускорении темпов социально-экономического развития.
Слова обрели материальную форму
Часть средств федерального транша будет направлена на погашение долгов в социальной сфере и повышение зарплат работникам образования. Появится также возможность увеличить финансирование службы скорой помощи и оказать поддержку муниципалитетам – они получат более полумиллиарда рублей на повышение зарплат в учреждениях культуры и дополнительного образования. 286 миллионов пойдут на подготовку к зиме: речь идет о выплате компенсаций предприятиям ЖКХ, которые оказывают услуги по социальным тарифам.
– Сегодня это очень важно, федеральные деньги пришлись кстати, – говорит Лариса Тропкина, член общественного совета при Минобразования. – Медведев на заседаниях правительства неоднократно подчеркивал, что необходимо индексировать заработные платы бюджетникам в регионах. Это не просто средства помощи, это знак – экономика в стране стабильна, раз есть средства для дополнительной помощи регионам. Значит, уровень жизни на местах будет повышаться.
Как отмечает общественница, федеральная помощь оказана во многом благодаря главе области Андрею Бочарову, который вплотную занимается продвижением интересов субъекта.
– Долгое время мы слышали только разговоры о федеральной помощи области, теперь слова стали делом – и в этом заслуга Андрея Бочарова, который считает своим прямым долгом отстаивать интересы вверенного ему региона.
«Региону не хватало лоббизма на высшем уровне»
По мнению исполняющего обязанности председателя Волгоградского отделения «Опоры России» Андрея Удахина, федеральные средства помогут региону выйти из того острого бюджетного кризиса, в котором он находится в настоящее время.
– Федеральный центр перестал смотреть на регион с подозрением, – отмечает Удахин. – В области стабилизировалась политическая обстановка, а это значит, что регион готов развиваться и сосредоточиться на решении значимых социально-экономических проблем. Важно и то, что нынешний глава активно использует свои контакты при диалоге с Москвой, не стесняется ходить по кабинетам, отстаивая интересы области. Эти деньги помогут снизить социальную нагрузку на бюджет в части выплаты зарплат бюджетникам, и есть возможность сосредоточиться на прорабатывании способов увеличения доходной части бюджета.
– Только при Бочарове помощь федерального бюджета достигла таких объемов, – говорит Юрий Чехов, глава группы компаний «Ритм», занимавший пост мэра Волгограда с 1991 по 2001 годы. – Тот лоббистский потенциал, который у него есть, глава области использует максимально эффективно, на благо жителей всего региона. Это настоящее событие – в условиях столь напряженного бюджета нагрузка на него несколько ослабла, а потому есть возможность сгладить социальную напряженность, которая не на пользу никому – ни власти, ни обществу.
Как считает Юрий Чехов, федеральные средства помогут урегулировать экономическую ситуацию в области.
– Важно, что удастся перекрыть тот максимально допустимый дефицит бюджета, который тормозил исполнение всех социальных обязательств перед населением. Области долгое время не хватало именно такого здорового лоббизма на высшем уровне, который демонстрирует сегодня Бочаров.