Мужской взгляд на школу в интервью «ВВ» учителя физики Ильи Фуфачева

Фото предоставлено героем публикации
Популяция мужчин в школах на грани вымирания. В списке профессий сильного пола учителя не встретить, зато в перечне женских этот род деятельности находится на лидирующем положении. И тем не менее Илья Фуфачев решился посвятить лучшие годы жизни проверке тетрадей и составлению конспектов – одним словом, обучению подрастающего поколения.
Секрет прост: перед педом надо окончить политех
? Илья Владимирович, с новым учебным годом! Что подвигло вас стать учителем?
– Так получилось, что первое высшее образование у меня техническое, наш родной политех. Там же получил второе высшее по направлению «Экономика». И только потом окончил в ВГСПУ магистратуру с отличием по направлению «Учитель физики». Это все к тому, что если бы в самом начале пошел сразу в педагогический, то, как и большинство выпускников, особенно учителей физики, вряд ли пошел бы работать в школу. Все-таки оказаться учителем в 21 год или в 25 – огромная разница. Но здесь еще надо учесть, что в нашей семье были либо военные, либо учителя. Поэтому мой уход в школу можно назвать возвращением к корням. К тому же воевать тут есть с чем – с незнанием. (Улыбается.)
Из тупика выход один – физический!
? Вы в самом деле уверены, что сухой физикой можно заинтересовать подростков?
– Где физика, там и жизнь! Приходится очень часто ставить в тупик какими-то элементарными вопросами из жизни, а затем вместе пытаться их решить с помощью полученных знаний по математике и физике. И постепенно ученик формирует у себя логическое мышление, которое в дальнейшем помогает ему конструктивно подходить к выполнению поставленных перед ним жизненных задач. Я же могу рассказать ученикам, что такое производство, подсказать одиннадцатиклассникам, куда лучше пойти учиться, посоветовать с выбором специальности.
? Что, кроме шикарного отпуска, есть хорошего в вашей профессии?
– Завидовать профессии учителя, как мне кажется, сомнительно даже из-за продолжительного отпуска. Слишком выматывающая работа в течение учебного года: и эмоционально, и физически. Но разочароваться в ней нельзя. Ведь ты даешь детям своеобразную путевку в жизнь и стараешься сделать так, чтобы они как можно грамотнее ею распорядились. И потом, дети такой позитивный народ, какого больше нигде не найти.
? Что считаете показателем качества работы учителя?
– Иногда приходится сидеть до 2–3 часов ночи, чтобы подготовиться к уроку. Это очень кропотливая, иногда нудная, но необходимая работа. Ребята из школы уходят в вузы, а связь с бывшими учениками не теряется. Они также продолжают советоваться, что и как лучше. Для меня это и является показателем качества проделанной работы.
Ученик должен уходить с вопросами
? Был ли провальный урок?
– У меня нет однозначного ответа. Урок надо видеть глазами детей и задавать им этот вопрос. Если заниматься непрекращающимся самоанализом, самокритикой, то так легко потерять веру в себя. К тому же каждый день ты постоянно работаешь с самой внимательной и требовательной публикой, которая не простит, если ты дашь слабину. И уже в ходе учебного процесса так или иначе ты всегда вносишь какие-то коррективы, чтобы в следующий раз было лучше, познавательнее. Самое главное, чтобы ученик уходил от тебя (вот здесь многие со мной имеют право не согласиться) не с осознанием того, что он все понял и теперь все знает, а как раз наоборот, с вопросами. И тогда он будет приходить на твои уроки не потому, что заставили или просто посидеть, ну или как крайний вариант – поспать на задних партах, а затем, чтобы получить ответы на интересующие его вопросы. И вот здесь как раз и возникает потребность в личностно ориентированном обучении, в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, по которым ребенок сможет выстраивать свою траекторию, учитывающую его запросы в обучении, в формировании у него интеллектуального «голода».
«Опять двойка!»
? Часто приходится ставить двойки?
– Ставлю и хорошие оценки, и плохие, аналог кнута и пряника. Но, выставляя очередную двойку, сразу же стараюсь донести до ученика, что это не наказание за то, что он не выполнил или не выучил, а всего лишь стимул двигаться вперед, не останавливаться и не опускать руки. Каждый ученик имеет право выучить и переделать работу, за которую получил неудовлетворительную оценку, и я всячески это стимулирую. Таким образом у него будет формироваться своя зона ответственности за полученный результат и допущенные в ходе достижения этого результата ошибки. И тогда к 11-му классу ученик формирует набор необходимых компетенций, которые позволяют ему вполне успешно добиваться поставленных целей (сдача ЕГЭ, поступление в ведущие вузы страны). Но с каждым годом экзамены не становятся проще, нагрузка на детей растет, особенно психологическая.
Постоянно меняющиеся правила игры «поступишь – не поступишь» вынуждают держать руку на пульсе событий непрерывно. И получается, что, помимо преподавания своих дисциплин, учитель вынужден становиться для ребенка старшим товарищем с практико-ориентированной составляющей, опытным наставником. Поэтому учителю приходится осваивать для себя смежную специальность тьютора. Хотя институт тьюторства у нас практически не развит в отличие от западных стран, где он получил широкое применение и успешную реализацию.
И, когда дети сдают последний экзамен, твоя работа не заканчивается, ты начинаешь с детьми работу по поступлению.
Разглядеть в коллегах женщин мешает работа
? Сложно ли работать в эмоциональном дамском «батальоне»?
– Тут главное – абстрагироваться от этого фактора. И сразу становится легче жить. Работа не должна быть с оглядкой на гендерный признак. Самое важное – профессиональные навыки и умения, все остальное должно быть второстепенным. Тем более что, когда ты постоянно готовишь учеников помладше к олимпиадам, чтобы они занимали там призовые места, а одиннадцатиклассников – к успешной сдаче ЕГЭ, то на какие-то окружающие тебя вещи и происходящие кругом события просто не остается времени.
? Наверняка цепкий взгляд женщины-педагога заметит несвежесть занавесок и пыль на подоконнике. В чем, на ваш взгляд, специфика мужского начала в обучении? Можете повысить голос на уроке?
– В первую очередь, войдя в класс, смотришь, все ли на месте, на собранность детей, на готовность к уроку. Затем начинается каждодневный учебный процесс.
Скорее всего, мужчина-педагог, в частности учитель физики, все равно старается давать знания с точки зрения практического опыта, и в этом заключается его главное отличие.
А вот голос может повысить любой учитель, вне зависимости от пола. Только надо ли это?!
? Девчонки в рот не заглядывают, не учат еще наизусть учебник физики? Может быть, мальчикам должны преподавать мужчины, а девочек учить женщины?
– Шутите. (Улыбается.) На мой взгляд, качество обучения зависит в первую очередь не от того, мужчина или женщина учитель, а от умения заинтересовать ученика, удивить его чем-то новым. И делать акцент на том, что мужчины ведут предмет более качественно или их лучше слушаются дети, я бы все-таки не стал. Разделять обучение по половому признаку все же не стоит. Причина очень простая. Где взять столько учителей-мужчин? Как мне кажется, лучше, чтобы ребенок по возможности учился взаимодействовать как с молодыми, так и с более старшими учителями, как с женщинами, так и с мужчинами. Так у него будет накапливаться коммуникативный опыт общения с различными возрастными категориями, который в дальнейшем поможет ему правильно адаптироваться ко взрослой жизни.
Наталья Хайрулина