Можно ли вернуть товар без упаковки?
На вопросы читателей отвечает юрист ВРОО "Общество по защите прав потребителей" Никита Мишутин.
? Купил микроволновку, выкинул упаковку. На следующий день включил, оказалось, что она не греет. Могу ли я вернуть товар без упаковки?
– Сохранение товарного вида, ярлыков, бирок и упаковки необходимо при возврате товара надлежащего качества. Однако сложные технические товары, к которым относятся и микроволновые печи, надлежащего качества вернуть нельзя. Но если товар с недостатками, то требование о сохранении упаковки при возврате товара законом не предусмотрено.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» в случае обнаружения в сложном техническом товаре недостатков в течение 15 дней со дня покупки вы вправе потребовать замены на товар этой же марки или аналогичный с перерасчетом покупной цены, а также потребовать сделать скидку, бесплатно устранить недостаток или вернуть деньги.
В случае необходимости продавец может провести проверку качества товара. При этом вы имеете право участвовать в проверке.
? Заказала товар через Интернет, оплата наложенным платежом на почте. Имею ли я право не получать товар, если передумала? Пыталась оформить отказ по телефону, но не смогла дозвониться.
– Согласно ст. 26.1 «Закона о защите прав потребителей», если товар приобретался дистанционно, потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение семи дней. Отказаться можно по любой причине, при этом нет разницы, технически это сложный товар или нет. Исключение составляют лишь определенные товары, которые могут быть использованы только этим потребителем. К примеру, если какая-то вещь была сделана под заказ, по определенным размерам.
Неявка за посылкой еще не будет означать отказ от покупки. Поэтому вам необходимо оформить письменный отказ от получения товара и направить по электронной или обычной почте. Эта информация должна быть указана на сайте электронного магазина. Продавец, рассмотрев ваше заявление, может потребовать, чтобы вы возместили расходы на доставку товара, возвращенного от потребителя.
? Мы купили квартиру в новостройке, акт приема-передачи подписали весной. Но зимой выяснилось, что в квартире очень холодно, дует из всех щелей – из окон, балконной двери. Газовый котел не справляется с обогревом, возможно, потому, что просто недостаточно радиаторов (на кухне стоят всего три секции, очень маленькие). Приходится пользоваться электрообогревателями и тепло одеваться. Даже спим в одежде. Куда жаловаться?
– Вы должны предъявить претензию застройщику, если он еще является действующим юридическим лицом. Необходимо провести экспертизу и выяснить причину, почему в квартире холодно. Может быть, из-за неисправного оборудования или отсутствия условного давления в газовом котле. Специалисты также должны будут проверить качество установки окон и балконной двери. Нужно доказать, что этот недостаток возник до передачи квартиры потребителю, и тогда застройщик будет обязан устранить выявленные недостатки.
? Недавно на парковке в мой автомобиль влетел неопытный водитель. Смял дверь и багажник. Страховая компания насчитала по ОСАГО выплату в размере 50 тыс. рублей, но ремонт явно будет стоит дороже. Можно ли взыскать со страховой компании разницу между возмещенным ущербом и фактической стоимостью ремонта машины?
– Если ДТП оформлялось по европротоколу – документу, который самостоятельно оформляется участниками ДТП, – то со страховой компании не удастся взыскать сумму более 50 тыс. рублей. Это максимальная выплата по европротоколу. Но взыскать деньги можно будет с виновника аварии через суд. Если ДТП оформлялось с участием сотрудников полиции, можно провести независимую оценку и взыскать разницу между возмещенным ущербом и реальной стоимостью ремонта со страховой компании. Экспертизу необходимо провести до того, как начаты ремонтные работы. Обязательно уведомите страховую компанию о предстоящей оценке ущерба с указанием места, даты и времени, чтобы ее представитель смог присутствовать при оценке. Уведомление можно выслать телеграммой, заказным письмом с описью или принести лично в двух экземплярах – один останется в страховой компании, а на втором вам должны поставить штамп с указанием входящего номера и даты. Результаты оценки вместе с заявлением нужно отнести в страховую компанию. Если там откажутся возмещать разницу в добровольном порядке, придется обратиться в суд.