Можно ли вернуть деньги за мобильную услугу, которую подключили втихаря?

Законны ли действия операторов, которые подключают дополнительные услуги, например мобильный интернет, без согласия абонента, и куда жаловаться в этом случае, разбираемся в нашем материале.
Без согласия абонента мобильные операторы не имеют права подключать дополнительные услуги. Если, конечно, они и в самом деле дополнительные, а не входят в тот тариф, которым вы пользуетесь. Поэтому в первую очередь необходимо прояснить этот момент.
– Сначала стоит убедиться, что услуга, предоставляемая оператором связи, не входит в пакет услуг тарифа, к которому подключен абонент, – поясняет ведущий юрисконсульт Госюрбюро Волгоградской области Юлия Филатова. – Следует выяснить, когда и каким образом данная опция была подключена. Узнать эту информацию можно, позвонив в службу поддержки мобильного оператора или в личном кабинете на его официальном сайте.
Если все же обнаружится, что мобильный Интернет не входит в тариф и был подключен без вашего ведома, можно не только от него отказаться, но и требовать возврата денег, которые уже списались со счета. Законодательство позволяет это сделать.
– В силу положений статьи 731 ГК РФ, статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», а также Постановления Правительства РФ № 1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи» (Правила оказания услуг телефонной связи) абонент вправе отказаться от дополнительной платной услуги, предоставленной без получения его согласия, и потребовать возврата уплаченных за нее денежных средств, – говорит юрист.
Так, в пункте 26 Правил оказания услуг телефонной связи сказано, что каждый пользователь вправе отказаться от оплаты услуг, предоставленных ему без его согласия, а также требовать перерасчета денежных средств вплоть до полного возврата суммы, уплаченной за услуги телефонной связи в случае, если услуга не предоставлялась по вине абонента или же ее качество было ненадлежащим. Кроме того, пользователь может получать дополнительную информацию об оказанных услугах телефонной связи (детализацию счета), в том числе с указанием даты и времени установления соединений, их продолжительности и абонентских номеров.
То есть всю информацию о подключенных опциях вам обязаны предоставить по первому требованию. После этого уже можно писать претензию. Все переговоры с оператором проводятся исключительно в письменном виде.
– Федеральным законом от 07.07.2003 № 126‑ФЗ «О связи» предусмотрен обязательный письменный претензионный порядок разрешения споров с оператором, – говорит юрист. – При этом претензия предъявляется абонентом, заключившим договор на оказание услуг связи.
Писать претензионное заявление необходимо в трех экземплярах, и в тексте должны быть указаны: наименование оператора связи; ваши ФИО и контактные данные; суть претензии (так и прописать, что услуга была подключена без моего согласия и без предоставления информации о ней); отказ от оплаты дополнительной услуги и требование вернуть уплаченную сумму. Один экземпляр нужно отнести в офис оператора и потребовать поставить на своем втором экземпляре печать, указав дату получения, а также фамилию, имя и должность сотрудника, который ее принял. Третье заявление можно отправить по почте заказным письмом на юридический адрес оператора с уведомлением о вручении и описью вложения. Квитанцию об отправке нужно будет обязательно сохранить.
– Рассмотрение претензии или жалобы пользователя осуществляется в порядке, установленном законодательством, – общий срок рассмотрения обращений граждан составляет 30 дней, – отмечает юрист. – Если оператор по истечении этого срока не присылает письменного ответа, его бездействие можно обжаловать в вышестоящих инстанциях. Так же, как и принятое решение, если абонент с ним не согласен. При отклонении претензии полностью или частично гражданин вправе обжаловать действия оператора связи в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, а затем в судебном порядке.
В том случае, когда оператор связи признает обоснованными требования абонента о возврате суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от оказания услуг телефонной связи, он должен удовлетворить их в течение 10 дней со дня принятия такого решения.
Ирина Марченко