Можно ли платить ребенку за пятерки в школе?
? Скажите, можно ли стимулировать ребенка деньгами? Вопрос касается учебы. Мой муж считает, что можно, я категорически против.
Светлана.
Уважаемая Светлана! С вашим вопросом мы обратились к психологам.
– Однозначно, так делать нельзя, – отвечает Анна Черняева. – Бывает, что родители вроде бы логично оговаривают это следующим образом: это твой способ зарабатывать деньги, твоя зарплата. Но в отношении ребенка такая воспитательная стратегия не верна. В результате у вас начинают формироваться неправильные отношения: чистая экономика может выместить любовь и послушание. Тот же результат будет, если вместо денег обещать подарки или какие-то услуги. Ребенок начинает воспринимать как данность оплату всех его достижений, и уже не только с оценками, но и с работой по дому и даже с поведением. Хорошо себя ведет – оплати, помыл посуду – оплати. А ведь самое важное в мотивации – понимание, ради чего ты что-то делаешь. Вот в этом направлении и нужно работать.
– Нужно развивать интерес ребенка к внешнему миру, познавательную активность, – отвечает на тот же вопрос психолог Евгения Лазарева. – Ленивых и неспособных детей не бывает в природе! И если у ребенка угасает интерес к миру, к учебе – это значит, что родители «пережали» со своим мнением. Значит, ребенок постоянно делает только то, что нужно родителям, а не самому ребенку. А раз мои желания и увлечения ничего не значат, рассуждает ребенок, то зачем чего-то хотеть, к чему-то стремиться? Вспомните, что ему хотелось раньше, что у него получалось. Попробуйте вернуться к этому, возродить интерес.
Если вы требуете от ребенка только пятерок и завысили планку, ослабьте ее. Если вы нацеливаете ребенка на «прибыльные» профессии, делая упор, скажем, на математику, информатику, а ребенку нравится рисовать или заниматься спортом, не ломайте его. Главное, выявить любой интерес. Еще один момент: не сравнивайте ребенка с другими, сравнивайте его с самим собой, например: ты в прошлой четверти (в прошлом году) вот как хорошо занимался, а сейчас сбавил обороты – а ведь когда плохо знаешь материал, тогда и теряется интерес. Отмечайте его, а не чужие успехи. Только не наигранно, а искренне, поймите, что это очень важно. И именно успехи, а не только промахи (о которых иногда вообще стоит умолчать, не реагировать остро, чтобы ребенок сам чувствовал за них ответственность: если нахватал двоек, троек, надо исправлять).
Если же дело запущено, и вашему сыну или дочке действительно ничего не интересно – здесь серьезная проблема в отношениях. Вероятно, у вас нет основы, контакта с ребенком. Здесь нужно начинать вообще с себя. Либо вы занимаетесь собой, а он живет своей параллельной жизнью, либо на нем отражаются недобрые, напряженные отношения, установившиеся в вашей семье. Любые сложности в супружеских отношениях или стабильное раздражение к самому ребенку, дают эмоциональную перегрузку, а от этого «летит» и сама учеба, и отношения с учителями и другими взрослыми. Так что пересмотрите свое отношение к ребенку, и тогда можно многое исправить.
Юлия Казанджан