Можно ли петь в церковном хоре без образования

Песнопения – непременный атрибут церковной службы. Они должны быть красивыми и проникновенными. И нет ничего плохого, если поначалу человек приходит в церковь именно для того, чтобы послушать хор. Как писал святитель Василий Великий, «поелику Дух Святой знал, что трудно вести род человеческий к добродетели, что по склонности к удовольствию мы не радеем о правом пути, то к учениям примешивает приятность сладкопения, чтобы вместе с усладительным и благозвучным для слуха принимали мы неприметным образом и то, что есть полезного в слове». О том, кто может петь в церковном хоре и почему некоторые предпочитают слушать церковную музыку в концертном зале, а не в храме, мы беседуем с Людмилой Лосевой, регентом (руководителем церковного хора) собора Александра Невского.
Проповедь христианства
– Людмила Васильевна, что для вас значит клирос? И как вы стали регентом?
– Клирос – это прежде всего большой труд. И не только для регента, но и для певчих. И, конечно, это встреча единомышленников, посредством исполняемых песнопений общение с Богом. И как говорил известный регент, архимандрит Матфей (Мормыль), здесь я с ним полностью согласна, регентство – это проповедь христианства. Это самое точное определение.
Наша справка:
Архимандрит Матфей (Мормыль) – главный регент Объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московских духовных школ, умер 12 лет назад.
Клирос меня привлекал с детства. Знакомая нашей семьи пела в хоре, и когда мы ходили в храм, я всегда выглядывала – как, где, что она, мне все было интересно. Потом я подросла, поступила в духовно-певческую школу «Конкордия», и, наверное, первая проба состоялась именно там. Я помню этот момент до сих пор. На уроке Михаил Николаевич Рубцов дал нам задание просмотреть визуально нотный материал 6‑го гласа и спросил, кто закончил. Я подняла руку, он сказал: «Выходи и разучи со всеми». Конечно, для меня это было волнительно, это был мой первый выход лицом к хору. И о внезапности регентства. Я уже пела в детском архиерейском хоре у Надежды Ивановны Фоменко. Пели на службах с Владыкой Германом. Однажды Надежда Ивановна заболела и, как оказалось, было некому регентовать. Девчонки из хора выдвинули меня – давай! Деваться было некуда, так я и начала свой путь регента.
Одного слуха недостаточно
– Для читателей, которые пока не очень погружены в церковную жизнь, давайте уточним: под клиросом мы понимаем и место в храме, где стоят певчие, и собственно хор. Правильно? В чем заключаются обязанности исполнителей, должны ли они иметь специальную подготовку?
– Да, действительно, понятие клироса стало более общим. Основной задачей хора является исполнение богослужебных псалмов и песнопений во время службы. Это очень необычное и довольно тяжелое послушание. В зависимости от годового круга богослужений меняются тексты, гласы и от певчих требуется большое усердие к изучению нового материала. Отвечая на ваш вопрос, я бы сказала, что пение на клиросе – это сплошная особенность. Желательно, чтобы у певчего было музыкальное образование. От певца требуется внимание, в первую очередь необходимо знать музыкальную грамоту, ноты, уметь читать с листа.
– А может ли петь на клиросе человек без образования, но с хорошим музыкальным слухом?
– Может, но вряд ли это будет профессиональный хор. Особенностью церковного пения как раз является мобильность в освоении репертуара, необходимого для совершения круга богослужений. Многое приходится петь «с листа», то есть по нотам, и у церковного хора зачастую не бывает возможности долго разучивать произведения.
– Нужно ли брать благословение у священника, чтобы петь на клиросе?
– Да, брать благословение нужно. Недаром пение на клиросе называется послушанием. Но сначала надо подойти к регенту, выразить свое желание. Тогда регент прослушает человека, и если его певческие возможности подходят к хоровому пению в храме, уже тогда вместе с регентом подойти и взять благословение.
– Из скольких человек в идеале должен состоять церковный хор?
– Однозначного ответа на этот вопрос нет, это зависит от размеров храма. К примеру, если это небольшая часовня, то хор из 12‑15 человек там, конечно, просто неуместен. Если это кафедральный собор или большой храм – то праздничная служба с квартетом тоже будет непонятна и неторжественна. Голоса просто потеряются. Условия диктуются обстоятельствами и возможностями. Зачастую в храме в будничные дни на службах поет квартет, и для небольшой службы этого вполне достаточно.
Притирка и спевка
– Ваш коллектив молодой. Долго ли происходил процесс притирки?
– Мне кажется, этот процесс происходит постоянно, я бы сказала, что он бесконечный, потому что, как это бывает в любом коллективе, кто‑то уходит, кто‑то приходит. Соответственно все начинается заново. Это в плане притирки характеров. А что касается музыки – главное здесь спеться. Нам еще к этому идти и идти, это не так быстро делается. С большей частью певцов я была раньше знакома. Но тем не менее так сейчас в новом соборе складываются и нарабатываются новые традиции, этот процесс происходит и будет происходить долго.
– Кто для вас является ориентиром в церковном пении?
– В регентском деле я, конечно, ученица Надежды Ивановны Фоменко. Она опытный многолетний регент Казанского собора. Очень много в своей работе я переняла от нее. И во многих моментах придерживаюсь ее школы. Большое влияние оказал своими произведениями и через своих учеников долгое время будет оказывать архимандрит Матфей (Мормыль). Еще мне очень нравится, как исполняет богослужебные песнопения хор Сретенского монастыря.
– На освящение собора Александра Невского приезжал патриарх Кирилл. Волновались петь перед патриархом?
– Именно перед патриархом волнительно не было. Волновалась за саму службу. Очень давила ответственность, которая была на меня возложена. Но сильно трепетать и трястись было некогда, надо было брать себя в руки. Тем более что этому предшествовала
серьезная подготовка, она заняла много времени и сил. Все волнение было отложено на потом. Но и потом, оказалось, волноваться особо некогда, в новоосвященном соборе начался богослужебный круг. Работы предстоит еще очень много.
В храмы ходят больше людей, чем на концерты
– Сейчас наблюдается тенденция к популяризации церковной музыки. Так, раз в год точно к нам приезжает мужской хор Сретенского монастыря. Слушателей – полон зал. Как вы думаете, почему многие люди идут не в храм, а в концертный зал приходят слушать церковную музыку?
– Я бы не сказала, что сейчас идет тенденция к популяризации. Я считаю, что она была еще в начале 2000‑х годов, когда наконец‑то церковная музыка стала доступна. Появлялись записи, хоры гастролировали. А сейчас именно духовных программ в исполнении хоров очень мало, больше светской музыки и музыки советских композиторов, любимых многими поколениями еще с тех времен. Почему люди больше идут в концертный зал, чем в храм? Наверное, тут много причин. В зале можно послушать сидя, выразить эмоции посредством аплодисментов. Тем самым проявить свою признательность хору за проделанную работу, за услышанный полюбившийся репертуар. В церкви такого нельзя, и, возможно, если люди нечасто посещают подобные службы, не воцерковлены, могут чувствовать себя неуютно в храме. Плюс, я так думаю, многие полагают, что посещение храма накладывает на них еще обязанность носить определенную одежду – юбку, платок на голову. И не все к этому готовы, привычнее оставаться в обычной одежде. Все, кто собирается на такие концерты в одном концертном зале, на службы ходят в разные храмы. И потому уже это не выглядит так масштабно. Если бы пришли прихожане всех храмов города, то концертный зал их бы просто не вместил. Еще и поэтому кажется, что «в концерты» людей ходит больше, чем в храм.
Марина Злобина. Фото: Сергей Григоренко