«Меня называли «наш Александр Матросов в юбке»

7 апреля 2015

Перед фотосъемкой она слегка волновалась: «Как прическа, в порядке? Может, губы подкрасить?» В своем почетном возрасте она остается женщиной – Наденькой, которая так мечтала стать учительницей.


Она всгеда хотела быть строгой, подтянутой, всезнающей, как ее педагоги. Приходила из школы домой, сажала младшего братишку на табуретку, «будем учиться!» Мальчуган протестовал, но сестра была неумолима.

В 41 году Надя закончила семь классов, «портфельчик сложила, чтобы в восьмой идти», но планы спутала война.

– В здании Главпочтампа был госпиталь, – вспоминает Крюкова, – и мы, школьники, ходили туда помогать. Бинты стирали, писали письма за раненых - тряслись, чтобы ошибки не сделать. Даже тяжелобольные просили писать светло и оптимистично, дескать, все хорошо.

«Светопредставление»

23 августа 1942 года. Все сразу рухнуло, сгорело и превратилось в руины. Надя с мамой и братом в чем были выскочили из дома. До конца сентября скитались по подвалам, потом переправились на ту сторону обстреливаемой Волги, до Ленинска дошли пешком. Зимовали в колхозе «Конституция СССР», в углу небольшой мазанки. Председатель, молодой парень без ноги, принес кровать: «Вот ваше жилье!» Они не жаловались, укрывались втроем одним тулупом, просевали зерно. Рады были, что появился кусок хлеба. Семья пережила здесь холодную зиму, а весной 1943 вернулась на родное пепелище.

Тощая «доходная» девчонка с двумя такими же подружками сразу отправилась в военкомат. «Хотим на фронт!» – «Не вопрос! Пишите заявление, вот адресок».

– Мы и отправились по указанному адресу, – улыбаясь тогдашней наивности, говорит Надежда Константиновна. – Смотрим – а там табуретки, узлы какие-то, машины разгружают. Оказалось, это вернулся из эвакуации мединститут. При нем как раз фельдшерскую школу создавали, пришлось стать ученицами. Я понимала, стране нужны врачи, но мечта об учительстве была сильнее.

Строгий завуч

Надя сдала экзамены в сталинградский пединститут, после лекций восстанавливала разрушенный город. В вузе познакомилась со скромным парнем-фронтовиком, вышла замуж. Вскоре родился сын. Через полтора месяца пошла на работу: оставляла бутылочку и шла к «Пушкину и Лермонтову». «В школе, извините, молоко течет. Прибежишь в общежитие с работы: где мой? «Ребята-математики взяли» или «у филологов ищите».

В школе рабочей молодежи № 8 Крюкова проработала четыре года, затем восемнадцать лет в другой вечерке – пятой. Учились здесь тогда офицеры, рабочие, милиционеры, люди взрослые. Частенько от завуча Надежды Крюковой попадало молоденькой учительнице, не желавшей ставить тройку ученику, забывшему имя литературного героя. Как же так? Да он столько отработал, пришел потом на урок, слушает, подумаешь, имя забыл! Сама Надежда Константиновна двоек не ставила, но спрашивала строго.

«Порядок начинается с внешнего вида»

В семидесятом году горком партии перевел Крюкову в школу-интернат № 3. Женщина вспоминает реакцию знакомого милиционера.

– Проездом, Надежда Константиновна?

– Работать, директором.

– Прокололись что ли?!

Вот таким «проколотым» считалось ее новое место работы. Начала директор с того, что стала менять полы. От порвавшегося линолеума летела жуткая пыль, дети задыхались. Ходила, требовала, умоляла. Вот тогда-то коллеги за сильный характер прозвали ее «наш Александр Матросов в юбке».

А «Матросов» даже в зимнюю стужу ходила в чулочках и на каблуках, всегда одетая с иголочки, с безупречной прической.

– Порядок начинается с внешнего вида. А тут замечаю спущенный чулок, небрежно заколотые волосы, мятую юбку. Никого поучать не стала, провела собрание по теме «Этика служебных отношений и внешний вид педагога». Все враз встало на свои места.

Вскоре школа стала образцовой, и даже замминистра из Москвы приехал перенимать опыт обустройства интерната на краю города. Надежда Константиновна получила звание заслуженного учителя РФ.

Не буду сидеть с бумажками!

За тридцать лет работы в коллективе интерната не было ни одного скандала. Надежду Константиновну избирали депутатом горсовета, посылали в Чехословакию руководителем группы учителей русского языка и литературы, предлагали работать в районо. На последнее предложение она неизменно отвечала отказом: «Это не мое! Для меня трогательны дети».

Дети, ставшие уже бабушками и дедушками, платят ей взаимностью – поздравляют с каждой праздничной датой и по-прежнему советуются как с опытным и мудрым наставником по жизни.

DNG