Марионетки не уступят театр роботам
Валентина Еременко, заслуженная артистка РФ, служит в театре кукол. За 40 лет на сцене она сделала счастливыми десятки тысяч маленьких волгоградцев. Она нечасто видит во время спектакля зрителей, ведь на переднем плане – кукла. Но там, за ширмой, чувствуется дыхание и стук сердечек целого зала!
Вела судьба
В волгоградский театр кукол, как говорит артистка, ее привела судьба. Начать с того, что она познакомилась с ним еще совсем крошкой. В шахтерский городок Красный Луч приехал на гастроли какой-то театр. В памяти остались лишь «кадры» – картинки с представления. И уже много позже она узнала, что это были ее нынешние коллеги!
Потом семья переехала в Волгоград, где в 1972 году Валентина окончила школу, в Саратовское театральное поступить не удалось. Девушка вернулась домой, расстроенная шла по городу, когда увидела объявление о наборе в студию при театре кукол. Экзамен был назначен на завтра, все желающие уже подали документы. Чудо, но у Валентины все бумаги оказалось с собой, и она успела подать их в последний момент. Экзамен принимал легенда нашей области, основатель театра кукол Александр Александрович Хмелев, который взял девушку в студию.В 1975 году в студии был первый и единственный выпуск, половина из него стали заслуженными артистами РФ – вот так Хмелев смог воспитать актеров!
– В следующем году будем отмечать 100-летие со дня его рождения. Это был удивительно мудрый, участливый и внимательный человек, – говорит Валентина Еременко. – Иначе чем «отец родной» про него и сказать нельзя.
Нет маленьких ролей
За 40 лет на сцене она сыграла около 200 ролей.
– У нас нет маленьких ролей, – говорит артистка. – Ведь кукла не все может делать, и есть такое понятие, как «подача», когда один актер работает с персонажем, а второй ему помогает. При этом никаких дрязг в коллективе. Это повелось еще с Хмелева. «На улице вы можете не здороваться, но за порогом театра вы коллеги и партнеры», – говорил он. Ведь мы настолько тесно связаны за ширмами, мы соприкасаемся спинами, руками и не имеем права мешать друг другу, потому что ребенок не простит плохой игры.
За свою карьеру она работала, пожалуй, всеми видами кукол: петрушкой, марионеткой, теневой и тростевой куклой. Самая сложная – марионетка, самая выразительная – тростевая. Она может показывать жесты, даже плакать. А ручками Маши из спектакля «Гуси-лебеди» была коллега Еременко. «Маша же там танцует, а я одной рукой держу гапит (основание тростевой куклы), а в ладоши уже не могу хлопнуть, так что «руками» была моя коллега», – рассказывает Еременко.
? А какая самая любимая роль или кукла?
– Когда у моей мамы спрашивали, мол, кто из нас троих самый любимый, она всегда говорила: «Уколи любой пальчик, одинаково больно». Так и роли любимы в равной мере.
Театральный ребенок
Дочка Валентины Еременко, Наиля Орлова, тоже артистка театр кукол.
– Видно, судьба. Она ведь выросла тут, – рассказывает Валентина. – Как приятно быть на сцене вместе с дочерью! Это и гордость, это и волнение, нет слов, чтобы это описать!
? Сейчас появились актеры-роботы, спецэффекты аховые, но не изменит ли все это душу театра?
– С одной стороны процесс создания куклы почти не изменился. Все также нужно сначала вылепить из пластилина голову, потом разрезать ее пополам, отлить в гипсе, потом вынуть пластилин и т. д. С другой стороны спецэффекты и технические возможности растут, например, насколько проще работать с радиомикрофоном. Но все это призвано помочь театру. Наши зрители, которые в гаджетах понимают больше нашего, все также смеются, хлопают, сопереживают. Ведь человека роботом не заменить, у нас идет живой контакт, мы не видим их, но слышим за ширмой биение их сердечек, дыхание, это подстегивает, и они это тоже чувствуют. Так что душа театра никогда не изменится.
Наталия Епифанова.
Тем временем
В театре кукол «Золотая рыбка»
В Волгоградском областном театре кукол начались репетиции спектакля «Сказка и рыбаке и рыбке» по произведению Александра Пушкина
Хрестоматийная сказка Пушкина актуальна во все времена, недаром наш театр кукол периодически возвращается к ней. Последний раз «Сказка о рыбаке и рыбке» шла в театре с 1998 по 2012 год. Новую версию сказки в волгоградском театре осуществит приглашенный режиссер Павел Овсянников. Автор художественного решения и кукол — главный художник театра Любовь Запускалова, автор музыкального оформления — Александра Кошечкина.
Премьера намечена на 30-е июня 2015 г.