Личный опыт: как поступить, когда ребенку хочется побездельничать

Некоторое время назад в Волгограде состоялся полуфинал конкурса красоты среди многодетных мам. Первое место заняла артистичная, лучезарная мама троих детей Алена Павленко. Читателям «Вечернего Волгограда.ру» она рассказала о том, как развить способности ребенка и почему так полезно с детства заниматься музыкой.
Спорт или пение?
Алена Юрьевна, у вас трое детей и при этом вы занимаетесь творчеством, участвуете в конкурсах, на днях победили в номинации «Королева музыки». Дети тоже музыкальные?
– Да, все мы любим музыку. Я сама в детстве занималась вокалом, 14‑летний сын Захар и семилетняя Соня учатся в консерватории. Захар – на хоровом отделении, Соня – на хореографическом. Кроме того, сын и дочь играют на фортепиано, а дочь – еще и на флейте. Младшей Ане всего два года, уже сейчас ей нравится слушать песенки, танцевать, сестра занимается с ней ритмикой. А со старшими детьми я занималась уже с года, Соня с полутора лет садилась на шпагат. Я считаю, что развивать детей обязательно нужно, у них должно быть любимое дело, к которому бы лежала душа. В этом году Захар вдруг захотел начать учиться играть на гитаре, и я его поддержала. А как же иначе?
Обязательно ли каждому ребенку нужно заниматься музыкой?
– Музыка, несомненно, развивает, одухотворяет (если говорить о классике), воспитывает чувство прекрасного, возвышает над обыденностью. Но, я думаю, родителям нужно ориентироваться прежде всего на желания ребенка. Мы должны заметить и успеть развить интерес маленького человека к определенной сфере. Невозможно знать наверняка, что пригодится ему во взрослой жизни, какой путь он выберет. Пусть он пробует разные виды деятельности: возможно, ему понравится музыка, а может быть – конструирование. Часто родители решают за ребенка то, каким будет его увлечение. Честно признаться, такое было и со мной. Когда Захар пошел в первый класс, я была уверена, что он как будущий мужчина обязательно должен попробовать себя в спорте. Сначала он ходил на плаванье, затем на футбол, тхэквандо. А потом в школе было прослушивание, сын его успешно прошел, и его пригласили в хор при консерватории.
Когда мы пришли с ним на собрание, я подумала, зачем ему этот хор мальчиков? А как же борьба, мужское воспитание? Но тут я увидела восторженное лицо сына: «Мама, хор – это же так классно!» Прошло восемь лет, и он до сих пор там поет, эти занятия, я думаю, в какой‑то степени определят его судьбу.
Захар уже ездит с концертами – и по стране, и за рубеж – в Германию. Это хороший опыт, и в целом это очень сильно повлияло на его развитие.
Главное – терпение
Но это же, наверное, очень тяжело, особенно, когда детей много – развивать в них способности?
– Да, это непросто. Уставшей маме и самой хочется отдохнуть, заняться собой, а нужно везти детей на занятия. Например, Соня занимается семь дней в неделю, иногда дважды в день, у нее нет выходных. Помогает огромное желание видеть своих детей гармоничными людьми. А для этого нужно приложить усилия. Терпение – главное качество мамы. Как с цветком: чтобы он вырос и расцвел, нужно терпеливо его выращивать, ухаживать за ним, поливать и удобрять. Это огромный труд, особенно, когда у мамы не один ребенок. Кроме того, нужны деньги – на занятия, на поездки, костюмы, инструменты. У нас, например, в месяц на все это уходит порой до 20 тысяч рублей. Но результат всегда восполняет все затраты. Когда я вижу выступления дочери на сцене, я оживаю душой. Соня всегда мне говорит: «Мама, я танцую для тебя!» Она чувствует, что у нее есть любимое дело, есть цель, мотивация, так формируется характер. Еще важно понимать, что процесс обучения игре на любых музыкальных инструментах требует огромного терпения – и родительского, и детского. Например, когда Соня только начинала осваивать игру на флейте, для меня, обладающей музыкальным слухом, было огромным испытанием слушать первые упражнения дочери. С первой какофонией звуков, увы, придется смириться, виртуозное исполнение действительно рождается в муках.
Разговоры по душам
Но ведь дети не всегда хотят учиться. Что делать, если ребенок отказывается продолжать занятия?
– Важно обращать внимание на взаимодействие ребенка и педагога. И Соне, и Захару очень повезло с преподавателями.
Но бывают случаи, когда взаимодействие не выстраивается: не бойтесь менять педагогов, школы, направления. Иначе желание чему‑то учиться может напрочь пропасть. И, конечно, у ребят бывают срывы, неудачи, может возникнуть желание бросить занятия и просто побездельничать. Я в таких ситуациях просто разговариваю с ними по душам, терпеливо объясняю, для чего это нужно, что это впоследствии может ему дать.
Например, Захар уже давно решил, что хочет стать режиссером, и когда вдруг решил бросить пение, я объясняла ему, что занятия пением помогут ему и в учебе, и в профессии. И сейчас он понял, что поступил правильно.
Иногда бывает сложно «просто поговорить», особенно с подростком. Как достичь понимания?
– Мне кажется, нужно объяснять важные, правильные вещи не от случая к случаю, а каждый день. Кроме того, меня выручает одно хорошее правило: я не боюсь и не стесняюсь просить прощения у своих детей. Почему‑то многие взрослые люди считают, что в этом случае они потеряют родительский авторитет. Я считаю это очень полезным: если понимаю, что была не права, обязательно извинюсь. Такое искреннее поведение обязательно вызывает понимание, это сближает. Вообще по большому счету не так важно, чем будет заниматься ребенок, кем он вырастет – режиссером, актером, строителем, главное, чтобы он вырос человеком. Моя дочь как‑то задумалась, спросила: «Мама, а что значит быть человеком?» – «Быть отзывчивым, добрым, помогать нуждающимся, не зазнаваться», – объяснила я. По-моему, нужно обязательно говорить с ними о таких вещах. Мы многому учим, но часто забываем о самых основных понятиях: о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Наверное, и нам всем не лишним будет об этом вспомнить.
Ольга Багрова. Фото предоставлено Аленой Павленко.