Лариса Раевская: «Ребенок должен сам принимать выбор!»

17 июля 2014

ЕГЭ стало настоящей проверкой нервов на прочность не только для детей, но и для родителей. Теперь задача номер один – поступление в вуз! Как помочь ребенку справиться со стрессом и выбрать профессию «Вечерке» рассказала главный детский психиатр Волгоградской области Лариса Раевская.


?Лариса Георгиевна, ЕГЭ - вроде бы стандартная процедура проверки знаний, но почему же она вызывает такой стресс у учеников?

- На самом деле проблема не в учениках, а в педагогах. Для учителей, особенно старшего возраста это нечто новое, они сами ворчат и пугаются этой проверки, перенося свой страх детям. Нужно четко осознавать, что стресс это не реакция детей, это реакция взрослых, которая индуцируется на детях. Все дети, волей не волей, копируют поведение взрослых.

Подростковый период – это вообще период бурления, отрицания и протеста. Первая фаза подросткового периода всегда негативна, но она приходится, слава Богу, не на ЕГЭ, заканчиваясь в 13-14 лет. А ЕГЭ сдают в 16-17 лет и это уже вторая фаза подросткового периода, более позитивная. И тут уже дети действуют согласно усвоенному опыту, если эти два года их настраивали на негатив, то лишь так они и будут воспринимать ЕГЭ. Да большинство детей воспринимают ситуацию правильно, они понимают, что ничего страшного не произойдет из-за того или иного результата ЕГЭ. Но, к большому сожалению, один из детей в этом году в Жирновске, и двое детей несколько лет назад, в первые годы проведения ЕГЭ, восприняли все иначе и покончили с собой.

? Можно ли выявить «опасные сигналы» на ранней стадии, ведь такое радикальное решение не приходит в голову подростка в одночасье?

- Безусловно! Человек не принимает решение покончить с собой в одночасье. Да, есть шизофрения, и есть состояние аффекта, но во всех остальных случаях заметить изменения в психическом состоянии подростка можно. Поэтому когда педагог говорит, что ничего необычно в поведении подростка не было и все было нормально, то такой учитель просто «слепоглухонемой», никак иначе я назвать это не могу. Работая с ребенком каждый день, просто невозможно пропустить такие сигналы опасности. Специально для этого мы разработали и внедряем специальную шкалу критериев суицидального риска. Она включает поведенческие критерии, коммуникативные, когнитивные и эмоциональные, выявить их очень легко. На базе нашего центра создана рабочая группа, которая выезжает пару раз в месяц в районы области и проводит семинары с педагогами и родителями.

? В чем суть таких семинаров?

- Выезжая в районы области, мы стараемся донести до взрослых, что результат ЕГЭ не испортит ребенку жизнь и даже если эта проверка знаний будет провалена, жизнь не закончится.

Смотрите, сейчас государство само идет навстречу таким ребятам. Юноши ведь чего боятся: «Завалю экзамены, заберут в армию». Так, пожалуйста, выбор есть, чтобы не служить, можно наняться по контракту, да эта служба на год больше, но это уже и работа. Помимо этого есть колледжи, после которых можно сразу на третий курс поступить. Иными словами мы первым делом стараемся донести до педагогов и родителей, что для ребенка всегда есть позитивный выход. В детской подростковой среде очень важно развивать защитные факторы – убеждение ребенка в том, что он способный. Ну и пусть он плохо учится, зато отличный спортсмен, певец, художник, да что угодно. Нет неспособных детей! Задача родителей и учителей найти талант ребенка и развить его. Поднять самооценку подростка и тогда никакой экзамен его не напугает.

? А стоит ли родителям направлять ребенка к психологу специально, чтобы профессионал помог ребенку справиться с волнением?

- Конечно, нужно. С моей точки зрения в нашем обществе сложилось несколько неправильное отношение к психиатрам. Многие думают, что психиатр делает человека дураком, но если у вас нормально работают мозги, то никто из вас дурака не сделает. Перед психиатром стоит вполне четкая задача помочь человеку разобраться в себе, найти свои склонности, например, или справиться со страхами. Перед ЕГЭ и вступительными экзаменами в вузы довольно много ребят и родителей обращается за консультацией.

? Ну, со страхом провалить экзамены все понятно. Но после того как экзамены позади встает новый вопрос – куда поступать? Как помочь ребенку выбрать профессию?

- Ой, не простой это вопрос. Вот когда родители школу детям выбирали они их спрашивали? У нас очень часто родители выбирают школу по престижу, а нужно по особенностям ребенка, необходимо найти «своего» учителя. Такая же ситуация и с вузом. Родители, советуя ребенку ту или иную профессию часто слушаю собственные амбиции, а не идут на поводу у интересов ребенка. Вот потом и получается, что дети, не добившись успеха, винят во всем родителей, которые настояли на продолжении династии врачей, юристов и т.д.

Важно понять, что интересно вашему ребенку и что у него хорошо получается и развиваться в этом направлении. Потакать во всем конечно не нужно, потому что если у ребенка серьезные проблемы со здоровьем, то в космонавты его не возьмут и зря лелеять надежду не стоит. А вот если ваш ребенок действительно в чем-то талантлив, то найдите для него информацию обо всех вузах в этом направлении и пусть он сам выбирает, принимает решение.

У меня сын целый год выбирал, куда пойти учиться. Каждый вечер мы садились, и он спрашивал нас о разных профессиях, а мы отвечали. Потом когда он определился с направлением мы стали ему давать информацию о разных вузах и в итоге он сам выбрал профессию. Ребенок должен быть убежден в том, что это он принял решение, а не мама с папой приняли решение за него.

Помимо домашнего выбора психологи в школах проводят профориентационные тесты, а ученики школ, где нет психолога могут пройти их на базе центра занятости населения.

? Многие дети сейчас хотят учиться за границей, а порой и сами родители стремятся пристроить ребенка в престижный вуз вроде Оксфорда. Стоит ли это делать?

- Понимаете, отправляя ребенка учиться за границу, нужно четко понимать, зачем вы это делаете. Если это желание родителя, который хочет дать своему чаду все самое лучшее, то он должен осознавать, если ребенок поедет учиться более чем на год, то он там уже и останется. Он просто не сможет вернуться, его взгляды, мнения, все изменится. Если же вы хотите, чтобы ребенок хорошо изучил язык, то годового пребывания в языковой среде ему будет более, чем достаточно.