Купцы Царицына вкладывали капитал в науку и культуру
Зданию, в котором располагается сегодня НЭТ, в конце декабря исполняется ровно 100 лет. «Биографию» юбиляра составил известный волгоградский архивист Александр Материкин, кандидат исторических наук.
Подарок семьи
В начале прошлого века уездный город Царицын Саратовской губернии превратился в крупный транспортный и торгово-промышленный центр на юго-востоке Российской империи. По данным за 1911 год, численность населения перевалила за сто тысяч человек. Когда заботы о хлебе насущном отошли на второй план, остро встал вопрос «о наиболее благотворном заполнении народного досуга», назрела необходимость строительства некоего культурного центра.
И вот в декабре 1912 года в Царицынскую городскую думу от потомственных почетных граждан Августы Константиновны и Александра Александровича Репниковых поступило заявление о пожертвовании ими городу Царицыну 50 000 рублей с условием, «чтобы на этот капитал был выстроен Дом науки и искусств, составляющий полную собственность города».
Во имя отца и ради искусства
Супруги указывали, что совершают этот благородный поступок в память о Константине Васильевиче Воронине. Этот известный купец и меценат, почетный гражданин Царицына, занимавший одно время должность городского головы, приходился отцом Августе Константиновне.
При этом Репниковы выдвинули целый ряд условий. В частности, здание надлежало передать в пользование Обществу содействия внешкольному образованию и Музыкальному обществу на время их существования, причем «всеми делами по управлению Домом должен заведовать особый хозяйственный комитет, а постройку Дома производить Репниковы».
В хозяйственный комитет должны были войти и Александр Александрович – как председатель городской училищной комиссии, и Августа Константиновна – в качестве почетного председателя. «А в случае ея ухода кто-либо из семьи Репниковых по их указанию».
Довольно разумное условие, так как хозяйственному комитету предоставлялось право сдавать Дом науки и искусств под все разрешенные законом концерты, спектакли, синематограф, а также под курсы, лекции, как платно, так и бесплатно, по усмотрению комитета. А также предоставлять помещения на безвозмездной основе для нужд города для проведения торжественных мероприятий, чествований, собраний. Правда, в случае размещения в Доме городской библиотеки и музея городом должна была вноситься плата за аренду. Равно как и музыкальные классы должны были размещаться за плату, определенную хозяйственным комитетом.
Денежные средства, вырученные от аренды, а также другие поступления должны были идти в распоряжение хозяйственного комитета, исключительно на развитие находящихся в Доме просветительных учреждений и его хозяйственные нужды.
В будущем чета Репниковых желала видеть в Доме детский сад и площадку, метеорологическую станцию, лекционный зал и даже народный университет.
Особым условием являлось совершение ежегодно 10 мая хозяйственным комитетом панихиды в память о покойном купце Воронине.
Культурный центр
На очередном заседании 18 декабря 1912 года гордума заслушала заявление и постановила принять дар, согласившись со всеми условиями, выдвинутыми Репниковыми.
Вскоре гласные рассмотрели и проект, предложенный хозяйственным комитетом. Решено было разместить в Доме театр, музей, аудиторию будущего народного университета, библиотеку и читальни, склад книжных пособий и музыкальные классы, которые были открыты Царицынским отделением Императорского музыкального общества 6 января 1911 года.
Для постройки отвели участок в Ново-Скорбященском сквере размером 20 * 25,3 саженей (42,7 на 54 метра). Торжественная закладка Дома науки и искусств состоялась 5 июня 1913 года. Августе Константиновне Репниковой было оказано высокое доверие – заложить памятную металлическую доску в основание Дома с информацией об этом событии, что она и сделала с видимым удовольствием после молебна.
В течение строительного сезона практически все деньги, выделенные на постройку, были израсходованы. К весне 1914 года Дом науки и искусств вчерне был готов. Но требовались дополнительные средства на внешние и внутренние отделочные работы.
29 апреля 1914 года Александр Репников подал в городскую управу заявление следующего содержания: «Идя навстречу запросам населения г. Царицына на пути культуры и просвещения и желая в возможно непродолжительное время закончить постройку «Дома науки и искусств», я предлагаю городу принять от меня дар в пятьдесят тысяч (50 000) рублей на достройку названного Дома». Снова благородный поступок ради жителей Царицына, при одном небольшом условии, смысл которого также заключался в удовлетворении культурно-просветительских запросов населения. «В будущем, – говорилось в заявлении, – по ликвидации всех долговых обязательств, лежащих на этом Доме, по его постройке, Городская дума должна образовать особый фонд и 5% с капитала в 50 000 р. ежегодно вносить в смету на культурно-просветительные цели названного Дома».
Не Дом, а Дворец!
В апреле 1915 года состоялось очередное заседание хозяйственной комиссии, на котором было решено сдать внутренние штукатурные работы за 10 000 рублей, наружные, а также лепные и скульптурные работы за 20 000 рублей скульптору Кравчунасу, с условием окончания всех работ к 1 октября 1915 года.
Специалисты блестяще справились с заданием, придав Дому вид дворца. Над четырьмя массивными колоннами, поддерживавшими портал, появилось лепное изображение лаврового венка. По краям высокой гранитной лестницы, ведущей к парадному входу, стояли огромные белые львы. Также пара львов была установлена у бокового выхода на Ново-Скорбященскую площадь. Левая и правая стороны фасада здания были украшены барельефными изображениями на тему науки и искусства. Фронтон украшали скульптуры греческих богов. Богато смотрелось и внутреннее убранство здания.
Любоваться этим великолепием приходило множество царицан, которым было невдомек, что всего через пару лет эта красота померкнет в вихре Октябрьской революции и Гражданской войны, и горожанам станет совсем не до искусства и тем более до науки.
Вопреки всему
Несмотря на трудности военного времени (шла Первая мировая война), острую нехватку средств, появление желающих использовать здание для сдачи в аренду не по назначению, Дом науки и искусств в Царицыне был достроен и торжественно открыт 20 декабря 1915 года.
В фондах Саратовского областного музея краеведения чудом сохранился бланк приглашения на церемонию открытия Царицынского Дома науки и искусств следующего содержания: «М. г. Александр Августович (письмо адресовано известному археологу и этнографу Александру Кроткову. – Прим. авт.). Свидетельствуя Вам свое почтение, просим пожаловать на открытие «Дома науки и искусств» 20 декабря 1915 года. В 11 час. утра молебен, «12» дня доклады, «8» веч. концерт-спектакль. Городской Голова В. Кленов. Председатель Комитета А. Репников». Подобные приглашения получили многие уважаемые люди того времени, как города Царицына, так и Царицынского и Камышинского уездов и даже губернского Саратова.
После торжественной части с молебном и докладами, вечером, при электрическом освещении, в рамках культурной программы в зрительном зале на 1100 мест хор Перегудова исполнил русские и украинские песни, а любители-артисты показали зрителям спектакль по пьесе А. Н. Островского «Шутники».
От театра военных действий к драматическому
После открытия Дома науки и искусств в нем устраивали музыкальные вечера, давали любительские спектакли местные артисты, выступали приглашенные профессиональные драматические труппы.
Однако, несмотря на то что уездный Царицын находился далеко от театра военных действий Первой мировой войны, ее дыхание все чаще чувствовалось на улицах города. Вместе с военнопленными здесь находились на излечении и раненые солдаты, и офицеры русской армии, которых в ноябре 1916 года из сгоревшего лазарета в гостинице «Столичные номера» перевели в Дом науки и искусств.
В годы Февральской и Октябрьской революций, Гражданской войны здание также использовали не по назначению. В нем располагались Царицынский Совет рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов и военный госпиталь.
Летом 1922 года в здании был проведен капитальный ремонт, после которого на долгие годы в нем обосновался драматический театр, созданный в 1918 году по решению Общества народных университетов как рабочий театр. В 1929 году в память о приезде в город пролетарского писателя он был переименован в 1-й Сталинградский рабочий театр имени Максима Горького.
Старый фасад спрятали за колонны
В соответствии с постановлением ВЦИК от 10 января 1932 года центр Нижневолжского края был переведен из Саратова в Сталинград. Театр получил статус краевого и стал именоваться Сталинградский краевой драматический театр им. М. Горького.
Наконец, с созданием Сталинградской области 5 декабря 1936 года театр получил статус областного.
В период Сталинградской битвы здание театра сильно пострадало, но к 1952 году было восстановлено, претерпев значительную реконструкцию. Перед центральным входом была построена колоннада, увенчанная скульптурами трех муз, которая прикрыла сохраненный исторический фасад здания. Из четырех знаменитых львов восстановлены только два перед служебным входом со стороны Комсомольского сада.
В 1989 году была проведена процедура ликвидации Волгоградского ордена «Знак почета» областного драматического театра им. М. Горького. Театр был закрыт, труппа расформирована, здание отдано Новому экспериментальному театру, находящемуся в нем по настоящее время.
Александр Материкин