Куда девать газеты с изображением святынь?

На вопросы отвечает протоиерей Олег Кириченко, председатель комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, делам казачества Общественной палаты Волгоградской области.
? У нас дома лежит православный календарь за минувший год с изображением Матери Божьей. Выкинуть его – вроде бы грех, а куда девать, я не знаю, ведь использовать его уже нельзя. Аналогичный вопрос по поводу православных газет.
По церковным правилам, как священные тексты (Библия), так и священные изображения, которые пришли в негодность или уже не могут использоваться, утилизируются методом сжигания. В обычный бытовой мусор их выбрасывать нельзя. Лучше какое-то время их где-то хранить и раз в год сжигать на даче или на природе.
? Батюшка, расскажите, какого человека можно назвать истинно верующим? Что для этого нужно делать? Меня часто мучает мысль, что стараться молиться каждый день на ночь, периодически ставить свечки в церкви, исповедоваться раз в год, быть добрым и отзывчивым к людям – этого крайне недостаточно. Но в то же время я не могу заставить себя ежедневно читать писание, псалмы и ходить каждые выходные в церковь.
– В вашем вопросе в какой-то степени содержится и ответ. Истинно верующим человеком можно назвать только человека, имеющего веру. Это и просто, и сложно одновременно. Вера – это уверенность в невидимом, поэтому человек только сам в себе может определить, истинно он верует или нет, а вовсе не по каким-то внешним признакам. Все внешнее проявление – походы на службу, свечки, Псалтирь и даже исповедь – проистекают от потребностей внутренней духовной жизни, а не наоборот. Хотя участие в церковной жизни питает и вдохновляет укрепление веры в человеке. Все очень взаимосвязано. Можно целыми днями бить лбом об пол, но при этом оставаться духовно неразвитым, так сказать, иметь «фарисейскую закваску», от которой предостерегает нас Христос. Задайте вопрос себе, отчего вы добры и отзывчивы к людям? И язычники поступают так же. Все в жизни должно делать ради Христа, во всем полагаясь на Его Промысел и милость. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35) – также признак веры. Если вы «периодически ставите свечки в церкви», раз в год исповедуетесь и причащаетесь, то это явно потому, что «так надо», а не потому, что вам не дают покоя ваши грехи. А ведь видение своих грехов и искреннее сокрушение в грехах, стяжание смиренного духа – вот что самое ценное в духовной жизни, отсюда и более глубокая молитва и вера. Но если вы чувствуете недостаточность веры, то Господь и здесь сам дает нам пример молитвенного вопля: «Верую, Господи, помоги моему неверию» (Мк. 9, 24). И по вашему искреннему стремлению он подаст вам просимое.
? Отец Олег, скажите, пожалуйста, в чем смысл таинства елеосвещения? Как часто его следует проходить мирянам? Нужна ли подготовка?
– Соборование (оно еще называется Елеосвящение или Елеопомазание) – это одно из церковных таинств, в котором при помазании елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Человек, принимающий таинство, должен быть приготовлен к его принятию исповедью с покаянием, и затем, уже после соборования, обыкновенно причащается святых Христовых Тайн. Тяжко больной человек по немощи не всегда способен принести истинное совершенное покаяние. Считается, что в нем отпускаются забытые грехи, тем самым человек более полно очищается душевно и духовно, приготовляясь к Царствию Божьему. За изнемогающего больного предстоят пред Господом несколько (до семи человек!) священников, и молитвой веры от лица всей Церкви умоляют Бога даровать болящему отпущение прегрешений и очистить совесть от всякой скверны. Во время Соборования семь раз читается Евангелие и семь раз больной помазывается освященным елеем (маслом). Помазываются определенные части тела (лоб, веки, нос, уши, руки) и при необходимости какие-либо больные места. Одновременно могут собороваться множество людей, как в храме, так и на дому. При необходимости проводить таинство может и один священник. Собороваться могут и относительно здоровые люди, имеющие излечимые болезни (не лежачие и не при смерти), прибегать к таинству можно несколько раз в жизни, допустим, раз в год (например, в Великий пост). Над детьми, не достигшими семилетнего возраста, а также иноверцами, таинство не совершается.