Кто заплатит за разбитую банку?

20 февраля 2019

Часто в магазине случается ситуация, когда покупатели нечаянно задевают товар, он падает, и банка разбивается. Что делать в такой ситуации? 

Покупатель не всегда обязан расплачиваться за разбитый товар. Все зависит от обстоятельств и вашего поведения сразу после случившегося.

Давайте разберемся, в каких случаях можно избежать возмещения убытков и постоять за себя, а когда стоит смиренно возместить ущерб. Ведь одно дело, стараясь избежать конфликта, оплачивать детское пюре, а другое – какой‑нибудь баснословно дорогой коньяк.

– Юридическая практика в этом случае достаточно противоречивая, – комментирует юрист по защите гражданских прав Елена Щербатая. – На первый взгляд, если человек испортил товар, то сам и виноват. Почти во всех магазинах сейчас есть камеры, с помощью которых все легко доказать. Однако на самом деле все не так однозначно. Дело в том, что есть определенные нормы и правила, которые регулируют создание специальных условий в магазинах.

Может, в том месте, где покупатель что‑то задел, был слишком узкий проход или большое скопление людей, а может, понаставили много тележек или вовсе был скользкий пол. Эти факторы могут способствовать непреднамеренной порче товара. В таком случае нужно обязательно доказывать свою невиновность. Самому. Потому что на закон здесь сослаться нельзя, он не говорит однозначно – прав потребитель или нет. Случаи бывают разные – так же, как неодинаково поведение граждан и обустройство магазинов.

Если ущерб нанесен неумышленно, покупатель, например, спешил, а на дороге что‑то стояло или было много людей, то прежде всего надо зафиксировать на телефон все обстоятельства – полку с товаром, окружающую обстановку. После этого стоит четко обозначить свою позицию.

– От этого зависит очень многое, – уверяет юрист. – У нас всегда имеет значение так называемое досудебное поведение или роль гражданина. В любом супермаркете много сотрудников – охрана, администратор и все остальные, а гражданин один. Поэтому магазину представить ситуацию в нужном ракурсе будет гораздо выгоднее. Когда человек знает, что прав, и мотивирует свою позицию, указывая на то, как лежит товар (стоит только мимо пройти – и все с полок упадет), фиксирует это на фото и видео, то вряд ли у администрации магазина появится желание взыскать ущерб через суд. Гораздо проще замять дело.

 

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Все включено

1 Если полка с нужным товаром высоко, не стоит пытаться достать товар самому, лучше обратиться к продавцу.

2 Во многих магазинах деньги за испорченный товар уже включены в стоимость, поэтому администратор или продавец могут вовсе проигнорировать инцидент и не будут требовать компенсации.

3 Бывает, что проходы часто загромождают коробками или другой ненужной утварью. В этом случае нужно сразу указать на это персоналу и не дожидаться возникновения неприятных ситуаций.

 

По словам юриста, в случае с детским пюре нужно внимательно посмотреть, как оно выставлено. Если баночки расположены близко к краю, то однозначно здесь вина магазина.

Кстати, согласно действующим нормам, расстояние между полками в магазинах площадью до 100 кв. м. должно быть не менее 1,4 м. Это минимальная величина прохода. Если супермаркет больше, то и размер, соответственно, увеличивается. Так, в магазинах площадью свыше 400 квадратов расстояние между стеллажами должно составлять уже 2,5 м. В противном случае, это нарушение строительных и противопожарных норм.

Ирина Марченко. @ Фото ИД «Волгоградская правда» / Сергей Григоренко.