Кто должен отмывать стены от рисунков в Волгограде

Многие здания в городе изрисованы и исписаны. Кто за этим должен следить и почему надписи появляются вновь и вновь, читайте далее.
Кто хозяин, тот и отмывает
По городу действительно достаточно много расписанных зданий. Проблема эта возникла не вчера и, несмотря на все усилия местных властей и силовиков, никак до конца не решится. Рисунки можно встретить где угодно: на стенах жилых домов, остановочных павильонах, фасадах общественных зданий, заброшенных постройках, тротуарной плитке и т.д.
Совсем недавно, например, очередное «послание» от уличных «художников» появилось на гранитной облицовке библиотеки имени Горького. А в первых числах января жители Краснооктябрьского района заметили первые надписи на обновленной сцене парка имени Гагарина.
В мэрии пояснили, что вопрос, связанный с надписями на городских объектах, регулируется правилами благоустройства Волгограда. В документе четко оговорено, что размещать информацию на остановочных пунктах, стенах, столбах, ограждениях и на иных, не предназначенных для этих целей объектах, запрещается.
Те же правила определяют, что все работы по удалению надписей, рисунков, объявлений возлагаются на собственников, владельцев и пользователей тех объектов, которые оказались испорченными.
В администрации каждого района сформированы спецкомиссии, которые обязаны контролировать соблюдение установленных порядков. Они регулярно проводят проверки. Например, по содержанию многоквартирных домов – несколько раз в неделю. Если на входных группах и фасадах есть художества, УК получает уведомление о необходимости «зачистки».
За неисполнение предписания предусмотрена административная ответственность. Согласно ст. 8.7 КоАП Волгоградской области «Нарушение правил благоустройства территорий поселений» на должностных лиц налагается штраф в размере от 10 тысяч до 15 тысяч рублей, на юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей. Но выплатой штрафа компания не отделается – устранить нарушение она все равно обязана.
– Накануне специалисты территориальной административной комиссии в ходе рейда обнаружили граффити на подстанции, расположенной в парке на верхней террасе набережной, – привели пример в мэрии. – В адрес компании-собственника направлено уведомление о необходимости привести объект в порядок.
Что касается остановочных павильонов, столбов, тротуаров и т. д., то все эти объекты находятся в собственности муниципалитета. Их очисткой занимаются сотрудники дорожно-коммунальных служб.
– Буквально на прошлой неделе в парке Петровском Советского района коммунальная служба зафиксировала надписи на новой парковой мебели, – рассказали в городской администрации. – В ближайшие дни специалисты их закрасят. На новой плитке, уложенной на бульварной части проспекта Ленина, неизвестные регулярно оставляют различные надписи, которые сотрудники МБУ «Волгоградзеленхоз» удаляют в ходе уборки пешеходной части при помощи специальных средств.
Не пойман – не вор
Если работа проводится регулярно, возникает закономерный вопрос: почему надписей так много и они красуются на одних и тех же местах годами? Причин такого положения дел, скорее всего, несколько. Во-первых, успеть за вандалами практически невозможно, а во‑вторых, сколько же нужно средств, чтобы постоянно удалять художества? Ведь для этого требуются не только рабочие руки, но и специальные средства, а иногда и оборудование.
Количество желающих отметиться на городских зданиях непрерывно растет. Это и неудивительно, ведь они чувствуют безнаказанность.
Закон позволяет привлечь нарушителя к ответственности, только если он пойман с поличным. Насколько велика вероятность, что представители административной комиссии будут делать обход как раз в тот момент, когда «художник» занимается своим творчеством?
Конечно, если его застанут на месте преступления, то составят протокол об административной ответственности, предусмотренной ст. 8.6. КоАП «Несанкционированное нанесение надписей и рисунков». За самую маленькую надпись придется заплатить от 300 до 1000 рублей. Если же речь идет об осквернении или порче имущества, то за такие деяния предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы.
Тонкая грань между преступлением и искусством
– Конечно, настоящий художник никогда не будет расписывать стены домов и сооружений сомнительными надписями и рисунками, – считает волгоградский художник Георгий Тимофеев. – По всей видимости, этим занимаются подростки, ведь адекватный взрослый человек вряд ли станет такое делать. Могу еще понять, когда на домах по ул. Хиросимы разрисовали какие‑то глаза, будем считать, что так можно. Но вот что делают все эти непонятные теги на зданиях? Я уж не говорю про опасный смысл подобных надписей, ведь зачастую и наркоторговцы ставят на них свои отметки… И потом, как только что‑то отремонтируют, тут же начинают это исписывать, как только появляется светлое красивое пятно, так его надо срочно изгадить. Конечно, этим нужно заниматься – давно и вплотную, потому что смотреть на это невозможно. Буквально на днях в соцсети я писал про переход на пересечении ул. Комсомольской и ул. Мира. Он уже много лет весь изрисован. Но самое главное, что там была мозаика нашего известного народного художника Петра Ивановича Чаплыгина. Все это произведение искусства скрыто теперь под слоями глупейших граффити. Варвары и вандалы! По-другому назвать это больше никак нельзя…
Ситуация с граффити на самом деле гораздо серьезнее, чем с обычными надписями. Ведь масштабы такой росписи не сравнить ни с какими другими художествами. К тому же дело осложняется отсутствием четкой грани между уличным искусством и вандализмом. Многие подростки в силу неокрепшей психики и недостатка моральных ориентиров действительно считают умение создавать эти изображения настоящим талантом. Безусловно, уличное искусство не несет негативного смысла, но только до той поры, пока не превращается в акт вандализма.
Психологи говорят, что основная причина увеличения вандализма – рост потребительских настроений в обществе и обесценивание труда других людей. К тому же у подростков таким образом может проявляться агрессия, которая скапливается в результате гормональных изменений, конфликтов в семье, а также стремления быть значимым в глазах сверстников.
Получается, что одним только стиранием надписей и вылавливанием уличных «художников» проблему решить вряд ли удастся. Корни ее более масштабные и выходят из морально-нравственного воспитания подрастающего поколения.
НАША СПРАВКА
Родом из древних времен
Граффити – явление не новое, этот термин использовался для обозначения изображений, нацарапанных на какой‑либо поверхности. Самые ранние граффити появились в III тысячелетии до н. э. Тогда они были представлены в форме доисторических наскальных рисунков и пиктографий, нанесенных слоновьими костями. Такие рисунки часто делались в ритуальных и священных местах внутри пещер. Чаще всего на них изображали животных, живую природу и сцены охоты. В каждую эпоху граффити трансформировались и меняли направление. Рисунки наносили на стены, статуи, использовали в гончарном деле. Предназначение надписей было разное – от украшения до иллюстраций к стихам и любовным признаниям. В современном мире граффити тесно связаны с хип-хоп-культурой и являются одним из видов уличного искусства.
Ирина Марченко © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Сергей Григоренко.