Кому разрешают покинуть интернат?
Включить стиральную машинку, приготовить обед и подмести дома – все это простейшие манипуляции для здорового человека и целая наука для инвалида. В Волгоградском доме-интернате для престарелых и инвалидов на протяжении трех лет людей с ментальными расстройствами обучают самостоятельной жизни. За это время из стен центра вышли в мир 12 ребят, сложились три семейные пары.
– В нашем учреждении находятся особенные люди, молодежь, которая в свое время не получила соответствующего педагогического ухода, люди с умственной отсталостью, – рассказывает Юрий Матасов, директор дома-интерната. – Попали они к нам из детских домов-интернатов, после 18-летия. Вместе с социальными работниками, психологами и медиками мы выводим их из состояния ступора и показываем, что каждый может жить самостоятельной жизнью.
Всего в отделениях психоневрологического типа проживает 66 человек в возрасте от 18 до 35 лет. Условия жизни приближены к домашним. Цветастые занавески на окнах, яркие обои, в каждой комнате по три кровати, аккуратно застеленные уютными пледами, на стенах картины и грамоты. Есть телевизор и компьютер. Ощущение, что ты пришел к кому-то в гости, но никак не в интернат.
– Мы их сразу приучаем к домашним условиям, чтобы знали, как обустроить дом, – продолжает директор. – Конечно, не всем удастся выйти из учреждения, пройти комиссию. У нас 29 человек с низким уровнем реабилитационного потенциала, за ними нужен постоянный уход.
Римма Алиева уже пять лет как называет центр своим домом. Девушке 26 лет, передвигается она на инвалидной коляске. Римма – настоящая рукодельница, рисует по батику, по стеклу, лепит и валяет. Плюс ко всему – обучается танцам на колясках и прекрасно поет.
– Я стою в очереди на получение жилья, вот-вот покину интернат, – рассказывает девушка. – Недавно получила сертификат и официально могу работать в колл-центре. Могу накормить и любимого мужчину, умею готовить плов и пиццу. Пользоваться бытовыми приборами.
Со своим будущим мужем Римма познакомилась здесь же. Они уже строят совместные планы. Первое время к ним будут приходить сотрудники центра, помогать в быту и следить, как строится самостоятельная жизнь.
– Перед тем как отпустить ребят, мы проводим множество тренингов по общению, создаем конфликтные ситуации, – рассказывает Ирина Пчелина, медицинский психолог. – Как они будут вести себя в кафе или в общественном транспорте? Что будут рассказывать потенциальному работодателю? Многие ребята не имеют базовых навыков общения.
Работа с такими молодыми людьми требует огромной эмоциональной отдачи от каждого сотрудника дома-интерната. Больше всего сил отнимают занятия с ребятами низкого уровня реабилитации. С ними ведут себя точно как с маленькими детьми.
– Налаживаем общение, выводим их к свету через игротерапию, мульттерапию и сказкотерапию, – говорит Ирина Пчелина. – Конечно, большую роль играет и творчество. Многие детки попали к нам не из интерната, их привезли родители. Таким детям легче жить в окружении подобных себе. Родители забирают на выходные и тоже помогают нам в адаптации.
Алексей Шаймухаметов тоже в числе тех, кто уже одной ногой во взрослом мире. В 2016 году он получил образование по специальности «специалист информационного обслуживания».
– Я могу помогать людям настраивать Интернет, регистрироваться в социальных сетях, заливать видео на сайты, делать презентации, – рассказывает юноша. – Хочу работать диспетчером такси, там нужна скорость и умение хорошо пользоваться компьютером.
Помимо волгоградского дома-интерната, работу с людьми с ментальными нарушениями ведет и Волжский психоневрологический интернат. Пока в регионе всего два учреждения, занимающихся социализацией молодежи.
– Общими силами мы возвращаем их к жизни, – продолжает Юрий Владимирович. – Если такая работа будет вестись с детского возраста, многие смогут жить самостоятельно. Надо расширять работу.
Маргарита Бабанова