Кому нужны высокие баллы за ЕГЭ, узнали волгоградцы

25 апреля 2019

Чуть больше месяца осталось до единых госэкзаменов, в бой пущена тяжелая артиллерия – онлайн-симуляторы ЕГЭ, репетиторы, курсы подготовки. Нервы выпускников, а также их родителей – на пределе. Как на фоне массовой истерии не довести ребенка до психоза, рассказала Екатерина Козлова, детский и подростковый психолог-психоаналитик, игровой терапевт, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии.

Нужна мотивация

–Часто в подготовку к экзаменам вовлечены родители, бабушки и дедушки. Правильно ли, что ЕГЭ становится семейным делом?

– Действительно, часто можно наблюдать, как в подготовке к экзаменам участвует вся семья. Мамы и папы испытывают тревогу иной раз даже больше, чем сам ребенок. Школьника, уже начиная со средних классов, водят на множество занятий с репетиторами, занятость старшеклассника зачастую намного выше, чем у работающего взрослого человека. Родственники и учителя только нагнетают обстановку.

– Но экзамены – это дело школьника, нужно, чтобы это понимали все. Родители могут лишь помочь, создав условия для подготовки к экзамену (наняв того же репетитора). Но намного важнее – эмоциональная поддержка родных, подросток должен быть уверен: что бы ни случилось – его будут любить.

Как бы он ни сдал экзамен, все будет хорошо, семья его поддержит.

– Может, родители изначально слишком глубоко погружаются в школьную жизнь ребенка, не давая ему проявить самостоятельность? Например, нужно ли делать с детьми уроки? И если да, то до какого класса?

– Школа – это часть жизни ребенка. Если родители слишком сильно вмешиваются в процесс обучения, это может привести к тому, что подросток 13‑14 лет так и не почувствует ответственность и скажет: «Это надо родителям, а не мне». Часто встречаю такое в практике. Родители делают вместе, а иной раз и вместо детей уроки чуть ли не до старшей школы, а потом жалуются, что ребенок не хочет учиться, у него отсутствует мотивация. Школьник должен знать, что в случае трудностей родители ему помогут – объяснят сами или как‑то по‑другому организуют эту помощь. Но он должен понимать, что это его уроки, его обучение. Иногда дети делают уроки, потому что родители могут поругать, наказать, здесь тоже не та мотивация. Он должен сам ощущать ответственность за последствия – например, когда придет в школу с невыученными уроками и получит плохую оценку.  В начальной школе нужно научить ребенка организации процесса подготовки к урокам, контролируя, все ли он понял, все ли уроки сделал. И постепенно отпускать ситуацию, чтобы ребенок мог контролировать этот процесс самостоятельно.

– А что делать, если выпускник совершенно не готовится к экзаменам?

– Для начала нужно выяснить причину. Это могут быть сложности в отношениях с родителями (протест), неуверенность в своих силах и нежелание бороться, влияние компании сверстников и прочее. Исходя из этого и нужно действовать – мотивировать, подбадривать, помогать. Если давить и запугивать, это может вызвать лишь сопротивление.

Экзамены – это не фатально

– У меня есть знакомая, которая сошла с ума на почве ЕГЭ. Также были известны суициды на фоне несданных экзаменов. У этих детей была склонность к психическим заболеваниям или любого ребенка можно довести до психоза?

– Одно событие влияет на каждого человека по‑своему. Кроме того, стрессоустойчивость человека отличается в разное время. Если подросток истощен, вымотан изнурительной подготовкой к экзаменам, тревогой, его стрессоустойчивость меньше. Поэтому важно, чтобы он успевал восстанавливаться, отдыхать. Кроме внутренних ресурсов, особенностей нервной системы, адаптивных способностей и возможностей психики, значительную роль играет отношение подростка к предстоящим экзаменам и отношение его близких. Опасно, если подросток и его семья видят в этом событии фатальное, роковое значение (синонимы: «страшный», «решающий», «смертоносный», «неотвратимый», «неминуемый»). Это не значит, что не нужно стараться, готовиться, это значит, что нужно понять: ЕГЭ – это лишь очередной этап. Даже если что‑то пойдет не так, всегда есть выход – можно пересдать экзамены, наша жизнь во многом зависит от нас. Важна некая гибкость в понимании и в отношении к этой ситуации.

– С точки зрения психолога: не проще ли было сдавать старые добрые экзамены в своей школе?

– Это сложный вопрос. Наверное, это индивидуально. Кому‑то проще сдать немного экзаменов, но имеющих важное значение. Кому‑то – множество экзаменов, как это было раньше, но с пониманием того, что есть шанс пробовать и пробовать еще.

– Старшеклассники или их родители обращаются чаще в период подготовки к экзаменам?

– Бывает по‑разному, иногда родители подростков обращаются еще до периода сдачи экзаменов. Уже в восьмом, десятом классах тревога может быть очень сильной и невыносимой.

Не всегда запрос на психологическую помощь связан непосредственно с экзаменами, у подростка могут появиться страхи, невротические, психосоматические симптомы, но причиной их как раз может и являться тревога перед сдачей ОГЭ и ЕГЭ. Экзамены – это большой стресс, и кому‑то трудно справиться самому. Иногда необходима поддержка специалистов.  Есть педагоги-психологи в школах, к которым подростки могут обратиться сами. Также есть телефоны доверия, куда дети могут позвонить. Есть центры социального обслуживания населения, где работают психологи, есть частные психологи, психотерапевты. Но такая работа проводится, только если заказчиком является родитель, в связи с несовершеннолетием нуждающегося в помощи.

Правильное дыхание или шоколадка?

– Как правильно готовиться к экзаменам? Почти все дети берут с собой шоколад. Он действительно помогает?

– Часто сталкиваюсь с истощением подростков – и физическим, и эмоциональным – при подготовке к экзаменам. Не забывайте об одном из правил тайм-менеджмента – регулярный отдых (каждый час, день, неделю, месяц, год). Активность мозга длится максимум 45 минут, после чего необходимо отдохнуть, в течение дня должны быть часы отдыха, в течение недели – хотя бы день и так далее. Помогает смена умственной деятельности на физическую. Важно правильно питаться (быстрые углеводы, например, дают быструю, но скоротечную энергию). Непосредственно перед экзаменом необходимо выспаться. Шоколад и другие продукты, способствующие выделению серотонина, эндорфина, кому‑то помогают, но больше могут помочь разные техники по успокоению.

– Когда мы стрессуем, начинаем, сами того не замечая, прерывисто, быстро дышать. Если научиться контролировать свое дыхание, это оказывает положительное влияние на наше физическое и эмоциональное состояние.

Одна из простых, но действенных дыхательных техник – «равное дыхание», когда по времени вдох и выдох одинаковой продолжительности. Можно начинать дышать на три счета, постепенно его увеличивая. Выдыхать лучше ртом. Такое осознанное дыхание повышает внимание, успокаивает нервную систему и снижает стресс.

Вероника Скворцова. @ Фото ИД «Волгоградская правда» / Кирилл Брага