Кому дано научиться хорошо петь?

Какие занятия помогут развить голос и музыкальный слух, рассказывает преподаватель по вокалу Алла Герасимова.
? Алла Борисовна, с чего начинается обучение пению?
– Для начала это всегда прослушивание. Сами вы вряд ли сможете определить, есть ли у вас музыкальный слух или нет. Я слушаю, как человек интонирует, как слышит звуки и слышит ли он вообще, а также как звучит его голос. Если человек хорошо слышит, попадает в ноты из него уже можно что-то лепить. Есть системы вокальных и дыхательных упражнений, которые помогают развивать талант.
? Что же, человек, который не имеет музыкального слуха, никогда не сможет петь?
– Человеку может казаться, что слуха у него нет, но случается так: человек имеет музыкальный слух, но его голос не связан с ним, иными словами, слышит он хорошо, но воспроизводит не точно. Есть специальная система координации, с помощью которой можно связать голос и слух. Эта система построена на выполнении различных упражнений. Например, одно из них – пропевание трезвучий. Нескоординированность чаще всего наблюдается у мальчиков. Если в процессе занятий выясняется, что человек не попадает в каждую третью ноту, то тут уж ничего поделать нельзя. Бывает такое, что человеку просто не дано, но сразу ставить крест на себе нельзя, конечно.
? В пении важным помощником является дыхание. Как научиться правильно дышать?
– Есть много разных дыхательных систем. Я обучаю дыханию по системе Стрельниковой. Кроме того, что эта система помогает правильно дышать певцам, она еще и оздоровительная. Пение – это одна из самых сложных функций органов дыхания. Правильное дыхание улучшает умственную и физическую работоспособность, укрепляет иммунитет, нормализует артериальное давление, снимает головные боли. Так что пение – это не только лекарство для души, но и для тела тоже.
? Что такое артикуляция и как она важна для вокалиста?
– Артикуляция – работа органов речи для произношения того или иного звука. Безусловно, это очень важно для вокалиста – правильно произносить звуки. Мы с моими учениками распеваемся скороговорками. Задаем музыкальную тему и под нее произносим фразы. Они поют фразу, где звук становится выше, выше, еще выше. Тут происходит двойная работа: во-первых, тренировка артикуляции, а во-вторых, прослушивание диапазона своего голоса. Кроме скороговорок используются чистоговорки. Они рассчитаны не на то, чтобы говорить быстро, а на то, чтобы четко произносить звуки. Это тоже необходимо.
? Часто приходится слышать выражение «поставленный голос». Что это значит?
– Когда у человека поставлен голос, это значит, что работает весь вокальный аппарат: от опоры до кончика языка. Опора – это диафрагма, нижние ребра, легкие, гортань, горло, даже зубы участвуют в пении. Костный аппарат выступает как резонатор. При пении на опоре кажется, что звук начинается не в горле, а в груди и даже ниже груди. Поставленный голос – это работа системная: диафрагма, нижние ребра, легкие как компрессоры, горло, гортань, связки, кончик языка, когда все это функционирует – это голос называется поставленным. У всех постановка голоса занимает разное количество времени: некоторые справляются за два месяца, некоторым мало и полгода. Но, конечно, это требует практики. Нужно петь не только на уроках по вокалу, но и тренироваться дома.
? Кто придумал такую технику пения? Разве одних связок не достаточно?
– Пение на опоре придумали, когда не было еще звуковых усилителей. Работники, которые строили театры, заботились о том, чтобы эхо так отражалось от стен, чтобы голос было слышно, а сами певцы пели на опоре, так как такое пение усиливает громкость звука. То есть естественная акустика зала плюс пение на опоре создавало нужную громкость. Сейчас классическое пение на опоре является обязательным требованием к вокалисту. Петь на связках считается не профессиональным.
? Человек научился петь на опоре, и что происходит дальше?
– А дальше певец уже выбирает жанр. У каждого жанра своя специфика: фольклор, джаз, эстрада (поп-музыка), даже у бардов свои особенности. Бардовскую песню я называю мелодраматическим пением. Там тоже свои принципы. Нужно понимать, что если мы поем на опоре, мы бережем связки в первую очередь, и это важно для любого жанра.
? Можно ли петь без знания нотной грамоты?
– Конечно, можно. Все зависит от того, что человек хочет. Если он желает петь сложные партии, сложные мелодии, например, оперу, то это нужно. Сейчас даже на эстраде появляются достаточно сложные песни, при которых нотная грамота в помощь. Если у тебя есть партитура (нотная запись произведения), то на заучивание этого произведения у тебя может уйти вечер. Если ты не знаешь ноты, а партитура сложная, то будешь сидеть намного дольше: неделю или две. Нужно будет прослушивать, запоминать на слух. Ноты – это как буквы в тексте для профессионального певца. Мы берем их и читаем. Но это только для тех, кто хочет заниматься пением профессионально. Простые песни учатся на слух без нот.
? Что важно в процессе обучения пению?
– Упорство и желание, безусловно, важны. Еще важно взаимопонимание с педагогом. Иногда, когда будущему певцу назначают педагога (он не выбирает его), то у них бывают нестыковки. Вроде хороший вокалист, отличный педагог, но, кажется, что говорят на разных языках. Нужно найти педагога, с которым у вас будет это взаимопонимание. Это важно.
? Какие советы вы могли бы дать начинающим исполнителям?
– Если вам хочется петь, не бросайте. Найдите хорошего педагога по вокалу, обязательно определите цели: зачем вам нужно петь (для себя, для друзей, для эстрады и т. п.), потому что от этого зависит процесс обучения. Я рекомендую петь всем, где бы вы ни были, профессионально или нет, один дома или в дУше, акапельно или вместе со своим любимым исполнителем.
СТРАНА СОВЕТОВ
Упражнения для певцов
1. Распевки. Произносим гласные звуки «и», «у», «о», «э» в разных тональностях. Это позволяет размять и разогреть голосовые связки перед пением, придавая им мягкость и эластичность.
2. Восьмерки. Нужно 10–15 раз повторить следующее: набираем в легкие воздух до краев и произносим, стараясь не выдыхать, цифры от одного до восьми. Это упражнение прекрасно помогает развитию голоса и укреплению вокального аппарата.
3. Для укрепления щечных мышц надувайте то одну, то вторую щеки. Далее втягивайте их одновременно.
4. Для разработки языка закройте рот и водите языком сначала по часовой стрелке, затем против часовой, и так 10–12 раз.
Распевки-скороговорки
Вез корабль карамель
Наскочил корабль на мель
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
***
На мели мы лениво налима ловили,
Меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили,
И в туманы лимана манили меня?
***
Думал – думал, думал – думал,
Думал – думал, думал – думал.
В это время ветер дунул,
И забыл, о чем я думал.
***
Ди-ги, ди-ги дай
Ди-ги, ди-ги дай
Ди-ги, ди-ги
Ди-ги, ди-ги
Ди-ги, ди-ги дай.