Когда введут пересадочный тариф?
Новый год подарил волгоградцам возможность безналичного расчета в автобусах, троллейбусах, трамваях. Введение транспортной карты «Волна» породило море вопросов, слухов и небылиц. В поисках правды корреспондент «Вечерки» Маргарита Бабанова каталась на общественном транспорте и донимала вопросами пресс-службу городской администрации.
Карточки кончились
– Что, вам? Проездной «Волна». Нет их у меня, последний продала сегодня утром, – принимая 20 руб. и прикладывая свою карту к валидатору, отвечает мне кондуктор скоростного трамвая. Через секунду в моей руке прямоугольный билетик и легкое разочарование, что опять неудача – в третий раз с начала января мне так и не удается приобрести электронный проездной.
Таких желающих, как я, в трамвае минимум человек десять. Пассажиры недовольно передают мелочь кондуктору и также сетуют на отсутствие транспортных карт.
– С картой ведь экономнее, – поясняет мне пенсионерка, частая пассажирка «рогатого». – Я к сестре каждый день в центр езжу, за неделю могла бы 24 руб. сэкономить. Но ни на Тракторном, ни в Центральном районе карту мне так и не удалось найти.
По данным мэрии, за первые две недели января было продано более двух тысяч электронных проездных, спрос на заветный «пластик» небывалый, ведь новая безналичная система дает горожанам 10%-ю скидку: вместо 20 рублей за поездку на автобусах, троллейбусах и трамваях пассажир платит 18 рублей, а на «метротраме» вместо 25 – 23 рубля.
Махинации с наличкой?
– Карты? Мы их не продаем, у нас только наличные, – грубо ответил мне водитель автобуса маршрута 21. В салоне нет кондуктора, все пассажиры платят на руки водителю. Точнее, водителю в карман. Ведь взамен он не предлагает ни чека, ни билета, как ведется контроль пассажиропотока – остается только гадать. На мой вопрос о наличии валидатора водитель указывает пальцем на приборную доску, где пылится дорогостоящая машина.
– У меня карта, – громко заявляет моя соседка по автобусу, протягивая ее через окошко в салон к водителю. – Приложите, пожалуйста.
– Вы не видите, что я тут один, – вылупив в изумлении глаза, сообщает шофер. – Без кондуктора я не могу пробивать карту, так что платите деньги.
– Система только начинает свою работу, и мы стараемся следить за персоналом, но без нареканий не обходится, – отмечают в мэрии Волгограда. – Если водитель отказывается проводить транзакцию по карте либо кондуктор не дает чек или предоставляет чек с неправильной датой, пассажиру следует обращаться в организацию, выполняющую пассажирские перевозчики, телефоны и контакты которых указаны в салонах подвижного состава.
Кондукторы против
Из автобуса я пересела в троллейбус, двигавшийся по 12-му маршруту. Надежда приобрести транспортную карту меня постепенно покидала. Но вот удача, кондуктор – улыбчивая женщина – первым делом, завидев меня, предложила купить проездной. Вежливо и понятно объяснила технологию оплаты и что вообще представляет из себя «пластмасска».
– Нас перед Новым годом собирали и обучали, как правильно пользоваться валидаторами, – после нескольких вопросов разоткровенничалась женщина. – Я сначала, как и мои коллеги, отнеслась негативно. Ну, зачем столько денег тратить на машины, когда есть люди? Но постепенно вниклась, все-таки от прогресса не уйдешь. Карточка – удобная штука, ее и детям можно вместо денег давать, и экономно. Однако не все мои коллеги в этом согласны. Есть нечистые на руку люди. Некоторые продавали уже использованные билеты пассажирам, другие, зная, что на линии нет контроля, вообще отказывались обилечивать, третьи испугались, что валидаторы заменят их на службе. В общем, начали протестовать против внедрения их. И сейчас можно встретить неумех, которые по глупости несколько билетов сразу печатают или батарейки забывают. Так нельзя, от хороших рабочих никто никогда не отвернется.
Отвлекали от нашей беседы кондуктора две пассажирки, обрадованные тем, что в продаже имеются транспортные карты. Купили не только себе, но и для знакомых – в подарок.
– Хорошая все-таки затея, – обратилась к кондуктору женщина постарше. – Мы вот в Питере когда были, нарадоваться не могли, что в руках не надо эту мелочь постоянно перекатывать. Купил карту и все. И ее же можно не выбрасывать, а при каждом приезде в город пополнять и пользоваться.
– Вот только до сих пор непонятно, говорили, что если в течение часа пересесть с одного транспорта на другой, платить повторно не придется, однако знакомой пришлось заплатить два раза с разницей в пять минут, – не упустила возможность узнать у кондуктора вторая пенсионерка. – Получается, нас обманули?
– Говорят, все будет, ждите, – улыбнулась женщина.
Сначала надо настроиться
Как пояснили в администрации Волгограда, внедрение новой системы происходит поэтапно. Пересадочный тариф должен заработать в течение первого квартала.
– С технической точки зрения для введения тарифа все готово, сейчас идет согласование тарифа с перевозчиками, – рассказал Алексей Стольнов, директор МКП «Центр управления пассажирскими перевозками».
В общей сложности внедрение новой системы должно занять семь месяцев. Нынешний этап можно назвать периодом опытной эксплуатации, когда авторы тщательно изучают отзывы и пожелания как пассажиров, так и перевозчиков. Конечная цель, поставленная губернатором Андреем Бочаровым, – качественное обслуживание пассажиров, надежность и безопасность.
НАША СПРАВКА
Самые волнующие вопросы
Исчезнет ли наличный расчет?
Наличный расчет остается, по крайней мере, на ближайшие два-три года. Он будет существовать параллельно с безналом. В дальнейшем, когда пассажиры привыкнут пользоваться картами, валидаторы установят стационарно, при входе в транспорт. Таким образом планируется обучить людей платить за проезд и сократить число «зайцев». О сокращении штата кондукторов речи пока не идет. Наоборот, перевозчикам требуются кадры.
В чем отличие транспортной карты от электронного проездного?
Транспортная карта – это электронный кошелек, в котором содержится информация о балансе. Электронный проездной начнет действовать в марте, и пассажиры сами смогут выбирать его тариф: школьный, льготный, троллейбус и трамвай, автобус или сразу все виды транспорта (all inclusive). Тариф записывается на транспортную карту, пополняется сумма, необходимая на месяц, и человек пользуется картой, как электронными проездным. Спустя месяц, если баланс не пополнен, карта блокируется.
Когда введут льготные электронные проездные?
В течение первого квартала 2017 года планируется ввести льготные именные карты. Эта разновидность электронной оплаты представляет собой проездной сроком на месяц с фиксированной стоимостью для разных категорий пассажиров-льготников.
В случае потери именную карту можно будет заблокировать в Сервисном центре «Транспортная карта «Волна»» по адресу: ул. Советская, 7. (Обычные гражданские карты именными не являются.)
Сколько стоит карта?
За подключение к автоматизированной системе при получении карты пассажир платит 100 рублей. Одновременно следует пополнить счет карты, положив на него минимум 50 рублей. Максимальная сумма – 15 000 рублей. Деньги сохраняются на счету на протяжении всего действия карты и списываются по мере ее использования.
Где можно получить карту и пополнить счет?
Получить транспортную карту, а в дальнейшем и пополнять «электронный кошелек», можно в 20-ти киосках Союзпечати (подробный перечень на сайте www.vlg-tk.ru), 10-ти отделениях Почты России, в 7-и пунктах по реализации билетов МУП «Метроэлектротранс» на остановках городского электротранспорта: «Судоверфь» (Красноармейский район), «Ул. Тополевая» (Кировский район), «Обувная фабрика» (Советский район), «Ул. Триумфальная» (трамвайное депо №5, Краснооктябрьский район), «Завод «Ахтуба» (Дзержинский район), подземных станциях «Площадь Ленина» и «Профсоюзная».
В автобусах новых 4 маршрутов «Волгоградского автобусного парка» (маршруты №№ 20, 35, 65 и 85) можно приобрести предзаполненные карты за 300 рублей, в стоимость которых уже включена сумма для оплаты проезда в размере 200 рублей.
В автобусах МУП «ВПАТП №7» у кондуктора можно приобрести карту за 100 рублей, и затем пополнить счет в точках продаж и пополнения баланса. К февралю к системе подключатся банковские терминалы, с помощью которых пассажиры будут вносить деньги на карту, а также ещё 32 отделения Почты России. Прорабатывается возможность пополнения средств через Интернет.
Можно ли пополнить карты через Интернет?
Онлайн пополнения карты - это один из последних этапов реализации системы. В Санкт-Петербурге и Москве пришли к этому спустя три года после начала реализации программы. В этом году пополнить карту можно будет только в точках продаж.
Можно ли оплатить одной картой за двоих?
Система настроена на блокировку проведения двух транзакций подряд в течение 10 минут – во избежание технических сбоев, исключения двойного списания средств за одну поездку одного пассажира.
Правда ли, что валидаторы излучают вредные волны?
- Никакого вреда для организма валидатор не представляет, - говорит Дмитрий Завьялов, профессор физико-математических наук ВолгГТУ. - По конструкции он похож на микрокассовый аппарат, который считывает банковские карты. Поэтому о каком-то излучение говорить глупо и неправильно. Здесь обычная машина, подключенная к серверу, на который она передает данные о карте, виде транспорта, маршруте и списанной сумме.