Когда отмечают День тюльпанов и какой смысл в калмыцких лепешках

Калмыкия – единственное место в Европе, где исповедуют буддизм. Но калмыки интересны не только своим вероисповеданием: у них уникальные традиции, обычаи, праздники и кухня. Сегодня «Вечерка» познакомит вас с ними поближе.
Сколько у тебя детей?
Сами себя калмыки называют «хальмгуд». Историки считают, что этимология термина исходит от тюркских, татарских названий племен «калмак», что переводится как «отставший», «отделившийся». Есть две версии происхождения этого названия. Согласно первой «оставшимися» назвали людей, вычленившихся из ойратского этноса и оставшихся жить на территории современной Калмыкии. Другая гласит, что так калмыков стали называть татары после принятия буддизма как людей, не вернувшихся в ислам.
Калмыцкий народ делится на группы, наиболее крупными из которых являются торгоуты (иначе торгуты), дербеты (их еще делят на больших и малых дербетов, а также дервюдов), хошеуты, хойты, олёты (иначе элеты) и бузавы.
Издавна племена разводили верблюдов, лошадей, коз, овец и коров. Из-за отсутствия постоянных пастбищ, нехватки воды для питья и низкой плодородности почвы калмыкам приходилось кочевать с места на место.
Несмотря на непростой кочевой образ жизни, калмыцкие семьи всегда были многодетными. На свадьбах молодым обязательно желали иметь «полный подол детей». В пословице говорится «Кун ахта, девл захта» – как у шубы воротник, так у человека должен быть брат (или старший). Когда отмечали достоинства человека, не забывали сказать, сколько у него детей. Самым страшным проклятием было пожелание остаться бездетным. К малышам относились с большими любовью и заботой, но со строгостью. Родители показывали своим примером, что такое хорошо, а что плохо. Считалось, что с детства видно, каким станет человек. Если он не научился с младых ногтей уважать взрослых, слушаться их, то вырастет грубым и недостойным человеком. Старших всегда пропускают первыми, придерживают дверь, предлагают лучшую еду и чай прежде, чем другим. Нагрубить старшему по возрасту – все равно что нагрубить собственным родителям.
И сегодня взаимоотношения в калмыцкой семье строятся на уважении к старшим и заботе о младших.
Зул, Цаган Сар и Урюс Сар
Самый известный калмыцкий праздник Зул («лампада»). Его празднуют в 25‑й день месяца Коровы по калмыцкому календарю, а если точнее, то
22 декабря, когда наступает самый короткий день в году. В каждом доме, магазине, кафе, в храмах и на улицах зажигаются огни. Раньше считалось, что чем больше и ярче факелы и костры, тем довольнее будет бог солнца, принявший дар, и тем больше солнце зарядится энергией и будет лучше греть. За шесть веков этот праздник был преобразован в Новый год. В этот день не принято пить спиртное, вместо него гостям подают джомбу (национальный молочный чай) и сладости.
В первый день весны отмечают Цаган Сар (праздник Белого месяца). Это один из самых любимых праздников калмыков, который знаменует окончание холодной зимы, пробуждение природы. У калмыков существует предание, что весна наступает, когда появляются из норки суслики. Цаган Сар празднуют целый месяц, в течение которого калмыки ходят друг к другу в гости, дарят подарки и готовят угощения. В Цаган дети обязательно должны посетить дом своих родителей, поздравить их с праздником. По приметам, чем веселее и обильнее отметить Цаган Сар, тем удачливее и плодороднее будет год.
Главный летний праздник – Урюс Сар. Его отмечают в первое полнолуние первого летнего месяца. В этот день было принято задабривать богов обильными подношениями, чтобы они даровали сочную и богатую траву на пастбищах. Ведь если скот будет хорошо накормлен, это значит он будет расти и размножаться, а скотоводы будут жить в достатке. В ходе обряда хозяин опрыскивал головы овец, коров и прочих домашних животных молоком и кумысом.
А самый молодой калмыцкий праздник – День тюльпанов, который отмечают во второй половине апреля, когда в степи распускаются алые цветы. Его учредили в 90‑е годы для того, чтобы как можно больше людей познакомить с цветочными красотами калмыцкой земли и напомнить жителям о ее ценности. В этот день проходят народные гуляния, выступают танцевальные коллективы, съезжаются туристы, чтобы своими глазами увидеть это уникальное зрелище.
Бёреки, дотур и борцоки
Калмыцкая кухня несет на себе отпечаток кочевого скотоводческого быта калмыков. Основными ингредиентами являются молоко и, как правило, отваренное или жареное мясо – баранина и говядина.
Калмыки считают, что хорошее мясо не стоит портить специями. Калмыцкая баранина не имеет специфического запаха, потому что трава степей, которой питаются бараны, очень сухая.
Калмыки любят хурсын-махан-гуйртяган (лапшу с мясом и луком), бёреки (большие пельмени), дотур (суп из бараньих потрохов – печени, почек, рубца и кишок), шарсн элькн семжтя семджин (жареная печень во внутреннем бараньем жире). Из молока готовят сыр, творог, сметану, простоквашу из коровьего молока и кумыс из кобыльего, чигэн (кисломолочный напиток типа кумыса). Из чигэна после перегонки получается молочная водка – эрк. Гуща, оставшаяся после изготовления эрка, – боз – тоже съедобна. Если горячий боз смешать с молоком, получается продукт под названием хёёремг. Если дождаться, когда из хёёремга отделится сыворотка, то на дне посуды образуется питательная масса под названием ээдемг. Из творога изготавливаются сала шююрюмг (сушеный творог, сжатый в кулаке) и хурсн (сушеный творог в виде лепешек). И конечно же молоко требуется для национального калмыцкого напитка – чая джомба. Рецепт его не так уж прост: нужно варить чай в кипятке с солью минут 15‑20, добавить бараний жир и теплое молоко. Можно добавить мускатный орех, черный перец и лавровый лист. Раньше этот чай варили на бараньем бульоне.
Самое любимое лакомство калмыков – борцоки (жареные пресные лепешки). Раньше их могли позволить себе только богачи, из‑за дороговизны и недоступности пшеничной муки.
Существует десяток разновидностей этих лепешек, у каждой из которых особые смысл и предназначение. Лепешки в виде солнца готовят на праздники в форме бублика, который символизирует бесконечность жизненного колеса – сансары, обязательно едят во время празднования Зул. Борцоки в форме рогалика, напоминающего голову коровы, дарят с пожеланием увеличения поголовья крупного домашнего скота, в форме барашка – для роста стада овец, а небольшие лепешки – чтобы было больше детей.
Махан-шельтяган
Сегодня мы приготовим простой и вкусный калмыцкий суп махан-шельтяган. Он считается целебным, с его помощью укрепляют иммунитет и лечат желудок. Классический махан готовится без овощей и каких‑либо специй. Степная баранина или говядина отваривается крупными кусками, соль добавляется в конце варки. Мясо выкладывают на большое плоское блюдо, к нему подают жирный бульон с солью. В более современном варианте возможно использовать картофель, лук, морковь, черный перец, лавровый лист.
Нам понадобится: баранина или говядина – 1 кг, картофель – 6 шт., лук репчатый – 3 шт., соль по вкусу.
1. Мясо нарезать крупными кусками. Залить холодной водой, довести до кипения и варить час-полтора, снимая пену. Посолить.
2. Картофель очистить, не нарезая, целыми картофелинами отправить в шулюн (бульон). Варить до мягкости.
3. Лук нарезать тонкими полукольцами.
4. Выложить на блюдо мясо и картофель, сверху обильно посыпать луком. В отдельной пиале подать бульон. Есть мясо, запивая бульоном. Или не посыпать мясо луком, а приготовить шюсн: лук щедро посолить и залить горячим бульоном. Есть мясо, макая в шюсн. В крайнем случае можно подать все в одной пиале, все равно получится вкусно. Приятного аппетита!
Вероника Скворцова © Фото автора