Когда над Волгоградом поднялся первый аэроплан

Считается, что пилот, совершивший первый полет над нашим городом, разбился во время его выполнения. Правда это или байка? Ответ ищите в нашем материале.
Информация верна лишь отчасти. Человек, который должен был первым подняться в небо над Царицыном, действительно разбился. Но не у нас!
События тех дней довольно точно восстановил Олег Швыдкий, специалист музея-заповедника «Сталинградская битва».
– Первый полет над городом состоялся 4 сентября (по старому стилю) 1911 года, – рассказывает Олег Иванович. – Планировалось сделать это чуть раньше, но случилась трагедия. В августе 1911 года в Царицын отправился недавно окончивший гатчинскую школу авиации поручик Мстислав Золотухин. Промежуточной остановкой у него оказался Елец, где поручика уговорили также совершить полет. 16 августа, всего через неделю после экзамена на звание пилота, авиатор разбился.
Таким образом, Мстислав Золотухин до нашего города даже не добрался.
– Трогательно и символично, что в итоге полет над Царицыном осуществил Александр Васильев, под руководством которого Золотухин занимался в Гатчине. В память о погибшем ученике над Царицыном полетел учитель!
Местом старта была избрана Никольская площадь (в районе нынешней площади Ленина). Народу собралось великое множество! Чтобы погрузиться в атмосферу того времени, историк предлагает почитать «Царицынский вестник» от 6 сентября 1911 года.
Вот что там написано:
«Вместо нескольких полетов, как было обещано в афишах, Васильев совершил только один полет, сделав над Никольской площадью два круга, держась при этом очень невысоко над землей.
Причина – дикость, некультурность нашей царицынской публики, никак не хотевшей очистить место, необходимое для разбега аэроплана и его спуска.
Вероятно, виновато также отчасти и позднее время: полет начался почти в 7 час., когда уже стемнело.
К 5 час. вечера улицы, ведущие на Никольскую площадь, были запружены народом. На саму площадь допускались только немногие счастливцы, запасшиеся билетами. Впрочем, кроме платной публики, сквозь оцепление пробрались и любители «дармовщинки». Мальчишки тучами перебегали с места на место. Было много представителей с Вор и Сибирь-горы, которые, главным образом, и нарушали порядок.
Крыши соседних домов, балконы, церковная ограда были усыпаны зрителями.
Вот вывели на площадь аэроплан. Он пока без крыльев, которые привинчиваются к нему механиком перед самым полетом.
Небольшая, прямо игрушечная, машина крайне несложного устройства. Даже не верится, что на такой игрушке можно подняться на воздух, можно пролететь несколько сот верст из Петербурга в Москву в течение каких‑нибудь 8 часов!
С полчаса привинчиваются к аэроплану крылья. Механикам помогает сам Васильев, облачившийся в авиаторский костюм, немного смешной, напоминающий покроем костюм клоуна.
Васильев – худощав, невысокого роста, подвижный и веселый.
Вот аэроплан готов для полета. Но полчаса прошло еще, пока полиции и казакам удалось очистить небольшое сравнительно пространство, необходимое для разбега аэроплана.
Пришлось самому авиатору и его механикам надрывать горло, уговаривая толпу.
Вот зажужжал винт пропеллера.
Толпа замерла.
– Сейчас полетит! – промелькнуло у каждого в голове.
Но нет: это только проба двигателя.
Проходит еще несколько томительных минут.
Напряжение толпы достигает наивысшей точки. Второй раз зажужжал пропеллер, аэроплан вырвался из рук державших его механиков, скользнул несколько сажен по земле и – о чудо! – плавно приподнялся в воздух!
Все мы читали про полеты, видели их на экране синематографа, но увидеть полет в действительности, «наяву», убедиться воочию, что невозможное стало возможным, что человек, этот раб земли, рожденный ползать по ней – летает, что мечта, сказка воплотилась в действительность – какой это торжественный, потрясающий, непередаваемый момент.
И не удивительно, что обуревавшие толпу чувства вылились в бурных аплодисментах и криках: «Браво! Бис!»
…Поднявшись над крышами соседних домов, авиатор сделал над площадью два круга и начал плавно спускаться на доморощенный аэродром, колеса аэроплана коснулись земли, потом опять отделились от нее и опять коснулись. Аэроплан несется стрелой на толпу.
Сердце замирает и невольный крик ужаса готов вылететь из груди. Кажется, катастрофа неминуема. Неужели повторится несчастье, разразившееся не так давно во Франции при полетах в Исси-ле-Мулино, где был убит министр и ранен другой?
Но, нет: аэроплан останавливается на расстоянии какого‑нибудь шага перед стеной живых людей, должно быть тоже растерявшейся и не тронувшейся с места.
Толпа лавиной ринулась к месту, где остановился аэроплан. Тщетно казаки оттесняют ее, направляя своих лошадей против стремительного людского потока. Лошади взвиваются на дыбы, пятятся назад, а между ними, не страшась быть раздавленными, пробегают любопытные, охваченные жаждой посмотреть поближе на чудесную машину и на человека-птицу, победившую воздух.
Очистить второй раз площадку для «аэродрома» не удалось. Аэроплан разбирают, снимают крылья, а остов вкатывают во двор мельницы Гергардта.
Толпа долго не покидает площади.
Наконец, соседние улицы всасывают ее в себя и площадь пустеет».
Вот таким эпохальным было это событие. Кстати, долгое время во всех источниках дату, когда впервые аэроплан поднялся над нашим городом, указывали неверно – 11 сентября. Это ошибка, которая возникла по вине… скандального царицынского иеромонаха Илиодора.
Дело в том, что на тот же день было назначено открытие мощей святителя Иоасафа, и батюшка потребовал отменить взлет. Также из газет мы знаем, что он говорил:
– Вот посмотрите – они сегодня на Никольской площади будут смотреть, как полетит г. Васильев. Этим они проявят свое идолопоклонство: они, как язычники, обращают внимание на временное, скоропреходящее… На этой площади будут почти все ложнообразованные люди, слуги сатаны.
Не позорьте себя! Не ходите туда (на Никольскую площадь)! Следуйте за крестным ходом!
…Это дело сатанинское потому, что всякие воздушные шары и аэропланы выдумываются и изобретаются для того, чтобы как можно более вредить людям, перевозить снаряды и убивать людей.
– Путаница, видимо, появилась потому, что в общедоступном «Саратовском вестнике» за 6 сентября 1911 года, которым прежде пользовались исследователи, есть цитата: «Илиодор обратился к царицынской администрации с требованием запретить полет авиатора Васильева, назначенный здесь на воскресенье». Следующее воскресенье после 6 сентября – 11-е, поэтому данная дата и стала кочевать из статьи в статью, – поясняет Олег Швыдкий. – Однако теперь очевидно, что это просто запоздавшая перепечатка. К тому времени полет уже состоялся.
В любом случае в этом году мы отмечаем 110‑летие со дня, когда впервые в небо над Царицыном поднялся аэроплан.
Юлия Казанджан. © Фото предоставлены музеем-заповедником «Сталинградская битва»