Классных учителей скоро не будет?

Фото автора
Институт классных учителей в школах в ближайшем будущем может исчезнуть. Почему это может произойти, рассказала директор МОУ ЦДОД «Олимпия», заслуженный учитель РФ, кандидат филологических наук Галина Егорова.
? Галина Викторовна, речь идет о том, что классные не получат надбавки за свою работу?
– Раньше они получали 1300 рублей за классное руководство. Если поделить эту сумму на 25 детей и 26 учебных дней в месяце, то за каждого ребенка платили по 40-50 копеек. Однако эта программа закончилась и доплаты переложили на администрации школ, у многих денег просто нет. У учителей была надежда на федеральный законопроект, по которому с 1 сентября 2015 года классным доплачивали бы 3000 рублей из федерального бюджета ежемесячно, но на прошлой неделе его отклонили.
? Насколько это тяжелый труд – быть классным руководителем?
– Они взаимодействуют с родителями и социальными службами, водят детей в столовую и собирают деньги на питание и на остальное. Хотя это как раз они не любят. Надо сказать, что были случаи в Волгограде, когда классную ограбили и отобрали сумку родительских денег, или, наоборот, одна собрала деньги и сбежала с ними. Они объединяют класс и ребят в нем. Иногда классная нужна, просто чтобы увидеть лицо ребенка – может, он на грани нервного срыва. Еще они несут ответственность за жизнь и безопасность детей.
Официально средняя зарплата по отрасли в нашем регионе 27 000 рублей. Но сюда входят и зарплаты директоров. Учитель же получает 7-10 тысяч рублей. И я боюсь, что без доплат они не будут соглашаться на руководство.
? А выстоит школа без классных?
– Выстоит, но изменится. Исчезнет понятие классной жизни. Да и останется ли само понятие «классы» в таком случае? К школе будет механистический подход: дети пришли, уроки отсидели, ушли. Воспитанием ребенка некому будет заниматься.
? Ученые считают, что в образовательную систему попадает 98% талантливых детей, а выходят только 2%. Почему?
– Как-то я пробовала отсидеть семь уроков с одним из классов. Первый – более или менее, на втором мне уже хотелось послать смс, на третьем – писать записки, а на пятом-шестом у меня так разболелась голова, что я не выдержала и ушла. Каждый учитель старается что-то дать детям, но иногда мы не понимаем: а надо ли им это? Учитель должен увлечь ребенка, тогда информация будет легко усваиваться, а когда они тупо пишут-пишут… Помните опыт Царского Села? Какие личности преподавали, и какие выпускники были! Все зависит от учителя. Не случайно Бисмарк (после победы над Францией. – Прим. авт.) сказал: «Войну выиграл прусский учитель».
? А дети так плохо разговаривают, что язык надо спасать?
– Да они вообще не разговаривают теперь! Они выходят из класса, фотографируют свою ногу – и в инстаграмм: «Вот моя нога, началась перемена», «А вот моя булочка, я кушаю» и т. д. И лайкают, лайкают, и все общение только там. Но мы, русские, общинный народ, мы не можем жить каждый сам по себе, мы так развалимся!