Катер, ставший памятником

17 мая 2016

В 1903 году на воду был спущен пожарный катер, построенный на Сормовском судостроительном заводе. В 1918–1919 годах под названием «Царев» пароход принимал участие в Гражданской войне. В 1926 году «Царев» был переименован в «Гаситель» и в мирное время использовался по прямому назначению – для тушения пожаров.

В годы Великой Отечественной войны «Гаситель» активно участвовал вбоевых действиях. Катер являлся быстрым и маневренным, поэтому часто выполнял разведывательные функции. Во время Сталинградской битвы пароход «Гаситель» использовался для переправы боеприпасов и продовольствия в город, эвакуации раненых бойцов и местных жителей, тушения пожаров на берегах.

 

В 1942 году на севере Сталинграда (в районе деревни Ерзовки) немецко-фашистские войска подожгли баржи с нефтью. Рискуя жизнью, команда «Гасителя» спасала суда. Это было необходимо, так как топливом с этих барж снабжался весь флот Волжского.

 

8 августа 1942 года «Гаситель» тушил пожар, возникший в результате массированной бомбежки врагом железнодорожной станции Сарепта. В ходе выполнения этой задачи корпус катера сильно пострадал – позже в нем насчитали более трех тысяч пробоин. В октябре 1942 года катер  затонул. Легендарный капитан «Гасителя» Петр Воробьев был награжден орденом Красного Знамени. Всего он прослужил на пароходе 25 лет, 6 месяцев и 10 дней – герой до конца жизни помнил точную цифру.


В 1943 году «Гаситель» был поднят со дна Волги и отремонтирован. После войны катер прослужил еще 23 года. Многие поколения выпускников пожарных учебных заведений принимали присягу на борту парохода. В 1966 году судно списали и затопили у левого берега Волги. Но уже в 1974 году «Гаситель» снова подняли со дна реки. Чтобы увековечить славу легендарного катера, 6 ноября 1977 года был открыт памятник речникам Волжского бассейна.