Картины девочки Маши нарисованы рукой Бога
Ольга Насырова известная в городе джазовая певица. Она успешна, ухожена, жизнелюбива, обожает свою работу. Баловень судьбы, скажут многие. Все так, если бы было совсем не так. Начать с того, что у ее замечательной дочки ДЦП. А музыка стала для Ольги способом собрать свою жизнь.
Микрофон из скакалки
Говорят, если человек встает на свой жизненный путь, то ему помогает сама судьба, но если нет, то все в жизни будет против него. Путь Ольги – это музыка. Даже маленькой девочкой она воображала, что ручка скакалки – это микрофон, и пела в нее. В старшей школе, когда рухнул железный занавес и начался культурный обмен между людьми разных стран, Ольга участвовала в международном мюзикле по программе «Дитя мира». Волгоградские школьники в пионерском лагере поставили музыкальный спектакль и потом выступали с ним в США. Темой детского спектакля была дружба между людьми разных стран, мысль – как раз то, чего нам сейчас мучительно не хватает.
А после по совету родителей Ольга поступила на иняз. На первом курсе стала солисткой волгоградской рок-группы «Джем», а на четвертом – группы «Папарацци». «Но мы иногда не понимаем, что это судьба ведет нас… и я забыла о музыке на 20 лет», – говорит певица.
Разные двойняшки
На стол в квартире Насыровых накрывает дочка Саша, а мама усаживает за стол Машу. Двойняшки родились 15 лет назад. И по воле судьбы Саша родилась обычным ребенком, а Маша – особенной. ДЦП и куча других грозных диагнозов, две операции…
– Это сейчас по истечении лет я понимаю, как важна семьям, столкнувшимся с такой проблемой, психологическая помощь, но тогда мы были с бедой один на один, – рассказывает Ольга. – Сначала идет период чувства вины, самобичевания, отчаяния, а потом все равно скатываешься в позицию жертвы. Самым частым словом, которое я произносила в тот период, было «тяжело».
Ольга постепенно поняла, что живет жизнью семьи, мужа, детей, но не своей. Потом случилась трагедия и гибель близкого человека: «И я поняла, что уйти можно в одно мгновение, а я так и не попробовала того, что мне действительно нравится – петь на сцене. И началось», – продолжает певица.
Ольга работала учителем русского языка в частной интегрированной школе, потом стала преподавать уроки музыки, заниматься школьными мероприятиями. Потом один преподаватель по вокалу, потом другой, в итоге Ольга подала документы на эстрадно-джазовое отделение Серебряковки за два дня до начала вступительных экзаменов. Ей было 32 года. А сейчас она учится на третьем курсе Ростовской консерватории и лидер известного волгоградского ансамбля The Light Jazz Band.
Особенная художница
– Можно колбаску? – растягивает слова Маша. Она милая и трогательная, как новорожденный котенок и столь же беспомощна: ручки, ножки и даже губы плохо ее слушаются из-за болезни. При этом Маша художница, рисует с двух лет. У девочки было уже две выставки в Волгограде.
– Маша начала заниматься живописью в два года, – рассказывает мама. – Каждое утро к нам приходит наш педагог Алла Курдицкая, мы натягиваем мольберт, Маша берет кисть и рисует.
Конечно, это не привычные пейзажи, натюрморты или портреты. Руки плохо слушаются девочку, чтобы она могла легко изобразить овал лица или изгиб цветка. Она рисует нечто, что видит в своей голове, педагог помогает и видит в этой абстракции что-то весьма угадываемое. «Это рука Бога, такие детки рисуют, как свыше им что-то в голову приходит», – объясняет мама.
Расписание ребенка с ДЦП очень сложное: ежедневный массаж, рисование, ЛФК, дважды в неделю иппотерапия и многие другое. Вместо того, чтобы сдаться болезни и смириться Ольга бьется с ней и – это просто чудо! – появилась надежда. О ней говорят очень осторожно, боясь сглазить.
Но все это дается ой как нелегко. Однажды, когда было совсем сложно, маме пришлось просить помощи.
– Психологически это было невыносимо сложно, – вспоминает Ольга, – но выхода не было. Разместили на сайте фонда «ДетскиеДомики» обращение с просьбой помочь собрать средства на оплату занятий по иппотерапии. И оказалось, что у нас город полон удивительных людей – мне стали помогать со всех сторон.
Мучительное путешествие
Процесс интеграции детей-инвалидов в общество идет, но не так быстро, как хотелось бы.
– Добраться куда-то с ребенком можно только на такси, – говорит Ольга. – Иногда даже выйти на улицу проблема: люди оборачиваются, только что пальцем не показывают. Пространство для инвалидов осваивается странно. Например, делают пандус, а дверь от него для коляски узкая. Или туалет, к которому не подъехать. Или наш замечательный вокзал. Пандус, который там сделали, очень высокий и скользкий – крупного ребенка поднять по нему невозможно. Прицепные вагоны в конце состава и перрона там нет, поэтому ребенка приходится поднимать прямо с земли.
Маме помогает Саша. Она не по годам взрослая – ей просто пришлось стать такой.
– Я не делаю меду ними разницы, ведь я помощник, через которого дети пришли на землю, и моя миссия помочь реализовать их таланты в этой жизни, – говорит мама. – Некоторым кажется, что если человек не может что-то делать, то он не такой, неправильный. Но это не так. Мы можем выдвигать детям высокие требования, пичкать их науками, которые им не интересны, но тогда из их жизни уходит творчество, а за ним – свобода. Ко мне приходит на занятия вокалом много детей с зажатым горлом. Это термин, который обозначает спазм мышц голосо-речевого аппарата. Как правило, от последствий хронического стресса от учебы или давления родителей. Так зачем столько требовать от детей, делая их несвободными и несчастными? Самое драгоценное на свете – это дети. И когда дети радуются, мне хохотать охота, и, наоборот, когда им грустно, то и мне тоже.
Наталия Гладкая.