Какую информацию содержит штрихкод на упаковке молока

Штрихкоды наносятся на упаковку в связи с введением обязательной маркировки. Подобные знаки наносились в первую очередь на обувь, одежду или сигареты. С недавнего времени они появились и на молочных продуктах.
Маркировка вводилась поэтапно – в качестве эксперимента еще с середины июля 2019 года, тогда она распространялась только на отдельные виды «молочки». В обязательном порядке маркировать свой товар производителей и импортеров обязали с 2021 года. В этом году правило распространилось на всех остальных.
– Внедрение маркировки молочной продукции регламентируется постановлением Правительства РФ от 15.12.2020 № 2099 «Об утверждении Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции», – пояснили в облпромторге и ТЭК. – Обязательная маркировка молочной продукции в соответствии с данным постановлением стартовала в 2021 году. Главная ее цель – сделать оборот молочных продуктов прозрачным.
Благодаря маркировке можно проконтролировать весь жизненный цикл товара от момента его производства до конечного потребления и выявить нарушения. Для бизнеса маркировка – это честные условия конкуренции, а для покупателей – гарантия подлинности и свежести товара.
Проверить и пожаловаться
QR-коды, которые вы видите на упаковках, – это идентификационные коды системы цифровой маркировки «Честный знак», а именно DataMatrix. Он представляет собой двумерный код. Этикетку с таким кодом благодаря криптозащите невозможно подделать. Не получится также продать дважды на онлайн-кассе один и тот же товар. Система «Честный знак» позволяет предотвратить появление поддельного, контрафактного изделия.
– Любой человек, у которого на смартфоне установлено приложение «Честный знак», сможет проверить легальность товара, – говорят в ведомстве. – Для этого просто нужно скачать приложение и отсканировать код. Покупателю будет доступна информация о продукции: данные о производителе, дате и месте изготовления, сроках годности и условиях хранения, подробное описание товара.
При обнаружении несоответствия информации, например на упаковке срок годности один, а в приложении – другой, об ошибке можно сообщить в Роспотребнадзор прямо через приложение.
– Отсутствие кода на упаковке говорит о том, что продукция может быть контрафактной, а значит, опасной для здоровья человека, – предупреждают в ведомстве. – Такой производитель нарушает постановление Правительства РФ от 15 декабря 2020 г. № 2099 «Об утверждении Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции».
Вместе с тем согласно этому же постановлению обязательной маркировке подлежат не все товары. Так, под маркировку не подпадает продукция:
– помещаемая под таможенные процедуры в целях ее вывоза за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза;
– ввозимая в Российскую Федерацию или произведенная на ее территории участниками оборота молочной продукции в качестве рекламных, маркетинговых образцов, не предназначенных для реализации (продажи);
– приобретенная по сделке, сведения о которой составляют государственную тайну, при ее транспортировке участником такой сделки по территории Российской Федерации;
– относящаяся к детскому питанию для детей до трех лет, а также специализированному диетическому лечебному и диетическому профилактическому питанию;
– масса которой составляет 30 граммов и менее;
– упакованная непромышленным способом в организациях розничной торговли.
В настоящее время, помимо молочной продукции, обязательная маркировка введена для таких товаров, как шубы, лекарства, обувь, табак, фотоаппараты и лампы-вспышки, духи и туалетная вода, шины и покрышки, одежда, постельное белье и полотенца.
– Планировалось, что в 2022 году под маркировку подпадут велосипеды и велосипедные рамы, но срок перенесли на 1 марта 2023 года, – сообщили в облпромторге и ТЭК. – Обязательная маркировка вводится постепенно, каждый год под нее подпадают новые категории товаров. К 2024 году планируется маркировать практически все товары – от продуктов питания до одежды и бытовой техники.
Ирина Марченко. Фото Сергея Каширского