Какие возможности открывает перед кукольным театром переезд в «Победу»

21 апреля 2021

В следующем году Волгоградский областной театр кукол отметит 85-летний юбилей. Впереди у коллектива – новый этап развития. По решению губернатора Андрея Бочарова кукольный театр переедет в Дом детства – отремонтированный бывший кинотеатр «Победа». Сейчас там полным ходом идут работы. О том, какие задумки позволит воплотить новая площадка, мы поговорили с директором учреждения Александрой Николаенко.

Александра Анатольевна, год выдался непростой, для театров в том числе.  Как проходит сезон после вынужденного простоя? Планируются ли премьеры?

– Сейчас нам разрешено работать на 50% зала, и чтобы все успеть, мы немного увеличили количество спектаклей в выходные дни. Государственное задание никто не отменял, и до конца года его необходимо выполнить.  В этом году, так же, как и в предыдущие, зрителей ждут новые постановки. Три из них появятся в рамках госзадания, две – по федеральной программе и одна по гранту губернатора. Это будет постановка «Пока звучат их голоса» о женщинах на войне, их судьбах, подвигах, эмоциях, страданиях режиссера из Санкт-Петербурга Никиты Шмитько. Режиссер молодой, талантливый, нравится коллективу – он уже поставил у нас несколько спектаклей. Возможно, и дальше будем с ним сотрудничать. Мы всегда стараемся приглашать тех режиссеров, которые известны в кукольном мире.

А почему у театра нет постоянного режиссера?

– Постоянного главного режиссера нет, все приезжие. Как-то не складывается, и даже не знаю, почему – театр им нравился и с актерами отношения хорошие. Я со своей стороны никогда не вмешиваюсь в творческий процесс, не диктую режиссерам, какие спектакли ставить. У меня принцип: на репетициях не сижу, смотрю только сдачу спектакля и премьеру. При этом работа с приглашенными режиссерами складывается хорошо. Мы им предлагаем свой репертуар, они нам свои спектакли, пьесы. Обсуждаем их с коллективом, творческим советом. Мы стараемся, потому что наш театр – первый, который дает детям представление об этом искусстве.

Сколько сейчас мест в зале, который в распоряжении театра, и как давно вы там «прописались»?

– В следующем году театру будет 85 лет. Его создал Александр Хмелев еще до войны, потом пошел воевать, а вернувшись, возродил. Поначалу своего помещения у него не было, приходилось кочевать по другим театрам, но в 1956 году отдали это помещение. Рассчитан зал на 148 мест, раньше было 170, но во время капремонта убрали несколько рядов, потому что зал узкий и с девятнадцатого ряда очень плохо видно. Вместо последних рядов сделали осветительскую и звукооператорскую рубки, чтобы они не ютились в маленькой комнате.  Несмотря на то, что помещение родное и любимое не только сотрудниками, но и волгоградцами, здесь нет нужного размаха. Конечно, в театр поступает необходимое оборудование, но соответствовать современным требованиям в таких условиях нелегко. С финансированием благодаря, прежде всего, региональной поддержке проблем нет – на выделенные средства мы не только ставим спектакли, но также обновили транспорт – у нас есть теперь два микроавтобуса, на которых можно ездить в том числе в сельские районы. Сейчас, например, работаем в Новоаннинском, Николаевском и Нехаевском районах области. Коллектив показывает спектакль по финансовой грамотности «Иван Рублев и Копейкино царство». Обслуживаем сельских зрителей на бесплатной основе, так как они сами сюда приехать не могут. Власти региона выделили нам средства на показ спектакля в области.

Но у вас впереди большой переезд – глава региона Андрей Бочаров принял решение предоставить театру новое помещение в бывшем кинотеатре «Победа», где сейчас идет реконструкция, это же поможет решить проблему нехватки площадей?

– Безусловно, решит эту и другие проблемы, а также откроет множество возможностей. Здесь у нас всего 700 квадратных метров площади, а там более трех тысяч. Поэтому новое здание – большая радость для театра и подарок для всех наших зрителей благодаря решению губернатора Андрея Бочарова. Он погружен во все наши проблемы, знает, что в этом здании тесно и актерам, и зрителям, нет должного комфорта, буфета, фойе очень маленькое. Между тем здесь и елки новогодние проходят, и масса других мероприятий.

Андрей Бочаров лично курирует проект реконструкции «Победы», постоянно общается со специалистами. А вы уже знаете, что планируется в новом здании?

– Конечно, все это с нами обсуждается. Там будет три сцены: сцена для web-театра, для самых маленьких зрителей (от 1 года до 3 лет) и основной зал на 240 мест. Зал для малышей планируют оборудовать не креслами, а передвижными пуфиками, подушками. Основной зал предназначен для показа спектаклей детям разных возрастов и взрослым. Считать театр кукол только детским неправильно. Когда он только начинал работать под руководством заслуженного деятеля искусств РСФСР Александра Хмелева, здесь были и детские, и взрослые спектакли, люди их любили и приходили с удовольствием. В универсальном зале площадью около 300 квадратных метров можно будет проводить все что угодно – балы, народные праздники, всевозможные массовые мероприятия. Пространство это позволит.

А в теплое время года там ведь можно будет использовать еще и территорию за кинотеатром – глава региона дал задание построить летнюю сцену.

– Да, я уверена, что это будет прекрасный востребованный проект. У нас уже есть спектакль для уличного показа – «Сказка о попе и его работнике Балде». Он массивный и очень красивый. Постановка рассчитана на большие площадки – на нашей сцене продемонстрировать его не получится. Планировали показывать спектакль в районных центрах, а также возить его на фестивали уличных театров. Но из-за пандемии пока не пришлось. Думаю, что после переезда в новое здание мы не только покажем этот спектакль, но сделаем еще несколько именно для уличного показа на новой летней открытой площадке. Как видите, планов очень много, но сейчас самое главное – переезд. Пользуясь случаем, хотелось бы высказать огромную благодарность всем причастным к этому долгожданному событию и в особенности нашему губернатору. На протяжении всего времени существования театра нам только обещали построить новое здание, но все это оставалось лишь на словах. Переход театра кукол в помещение кинотеатра «Победа» случится благодаря решению Андрея Ивановича Бочарова.

А как в целом строится взаимодействие театра с властями региона в части планирования закупок оборудования и решения других организационных вопросов?

– Диалог идет постоянный, мы, например, по новому зданию подготовили техзадание, где написали, какое необходимо звуковое, световое оборудование, где сцена будет расположена, в каких кабинетах коллектив. Ведь, помимо актеров, у нас есть еще сотрудники, их 82 человека. Все эти моменты досконально прорабатываются, обсуждаются, что-то постоянно привносится. Для того чтобы в здании бывшего кинотеатра заработал театр, нужно будет многое менять. Нужно понимать, что здание охраняется законом, это памятник архитектуры, поэтому стены нельзя переносить. И очень важно то, что губернатор сразу акцентировал внимание на сложности задачи – сделать современное культурное пространство внутри, сохранив при этом уникальность здания.  Буквально сегодня обсуждали с проектным институтом организацию сцены. Дело в том, что мы давно работаем с театральной студией «Теплые артисты» режиссера-руководителя Юлии Фоторной. У нас с ними был совместный проект, мы выиграли грант на постановку спектакля «Лев с седой бородой». Возили его в Чебоксары на фестиваль «Одинаковыми быть нам не обязательно» для детей с особенностями развития и получили за него дипломы. Когда перейдем в новое здание, планируем взять театральную студию под свое крыло и делать вместе какие-то проекты. У них как такового помещения нет, а там почти четыре площадки. Студии надо развиваться, они большие молодцы и создают очень интересные спектакли.

На спектаклях в вашем театре нередко можно встретить детей с ограниченными возможностями здоровья. Они приходят к вам регулярно, и я знаю, что власти региона поддерживают это ваше направление работы?

– Да, для особенных детей мы оставляем отдельные места в первом ряду, и они с удовольствием смотрят спектакли. Они по-другому живут и мир по-другому воспринимают. Всегда очень вовлечены в действие – глаза светятся радостью. К сожалению, приходить к нам могут не все, много таких, которые привязаны к дому. Однажды у нас проходила акция – мы выиграли грант и ездили на квартиры индивидуально к каждому ребенку, показывали спектакль. За два-три года охватили 38 детей. Большая часть из них живут с мамами и бабушками, которые просто не в состоянии спустить коляску с подросшим ребенком с третьего или пятого этажа. Кроме того, мы активно взаимодействуем с обществом слепых – у нас есть замечательные спектакли с тифлокомментированием. Наталья Пряникова, которая работает в библиотеке для слепых, подходит к тифлокомментированию профессионально: просматривает видеоряд спектакля, пишет свой сценарий и доносит его до зрителей. Люди из общества слепых в восторге от того, насколько образно до них доводят действие, ведь они не видят, что происходит, а только слышат голоса. У нас имеется стационарная система тифлокомментирования с кабиной, оборудование, такие спектакли очень хорошо проходят. Считаю, это направление нужно развивать, и мы планируем это делать.

Сколько времени обычно требуется на постановку?

– В среднем три месяца – два на подготовку материальной базы и один – на репетиции. Сначала разрабатываются эскизы, декорации, куклы, чертежи, все это принимается художественным и техническим советом. Проводятся аукционы, торги, закупки, на это уходит время. Потом приезжает режиссер и репетирует с артистами. Если материальная часть большая, сложная, то времени требуется больше. Случаются и авралы, когда два спектакля выпускаются параллельно. Иногда репетиции длятся больше месяца – здесь уже все зависит от режиссера. Подчеркну, что некоторые спектакли без областной поддержки было бы просто невозможно ставить, это большие затраты. И очень важно, что власти нашего региона уделяют в последние годы такое пристальное внимание развитию сферы культуры в целом и укреплению материально-технической базы театров в частности. Это совершенно другой подход к поддержке отрасли, и это отмечают буквально все работники сферы культуры.

Ирина Марченко. © Фото ИД «Волгоградская правда» / архив.