Какие возможности дает «умная» транспортная система

В Волгоградской области внедряют интеллектуальную транспортную систему. Уточняем, о чем именно речь и что такого умного в этой системе.
Действительно, комитет информационных технологий обладминистрации отчитался о завершении первого этапа работы по внедрению интеллектуальной транспортной системы (ИТС).
Прежде всего, напомним, что целенаправленная работа стартовала в прошлом году. Росавтодор отобрал 22 региона, которые стали участниками федерального проекта. Волгоградская область вошла в их число.
Надо сказать, что вошла не случайно. По сути, эта работа ведется в регионе начиная с 2014 года. Как вы помните, тогда по поручению губернатора эксперты занялись разработкой комплексной транспортной схемы, прежде всего для областного центра. Ситуация тогда была аховая: по улицам курсировало огромное количество дублирующих друг друга маршруток, сами машины были в неудовлетворительном состоянии.
Деньги уходили частникам, которые не беспокоились ни о том, чтобы доставить людей в нужное место к нужному времени, ни о том, чтобы они добрались туда в добром здравии. В то же время муниципальные предприятия обслуживали самые убыточные направления и находились на грани ликвидации.
Первым делом эксперты рассчитали, где и какой транспорт использовать целесообразнее. На самые протяженные маршруты вышли вместительные автобусы (для этого пришлось обновить парк государственного предприятия, кроме того, на рынок по итогам конкурса зашел крупный частный инвестор); автобусам средней и малой вместимости отвели роль второстепенных. Маршрутная сеть и график работы транспорта были увязаны таким образом, чтобы на карте города-миллионника не осталось белых пятен и было удобно пересесть с одного вида транспорта на другой. К ЧМ по футболу на некоторых остановках вдоль клиентских маршрутов появились информационные табло. Согласитесь, удобно, когда ты знаешь, сколько минут осталось до прибытия того или иного автобуса.
Задавались ли вы вопросом, откуда поступает информация на табло? Если думаете, что на экране высвечивается заранее составленный график, то ошибаетесь. Это данные, полученные благодаря тому, что общественный транспорт оборудован системой спутниковой навигации ГЛОНАСС. Информация поступает в единый центр, где происходят автоматический анализ и рассылка. И это очень важный элемент интеллектуальной системы. Чем больше каналов, по которым поступает информация в «мозговой центр», тем больше возможностей для управления транспортным потоком и ситуацией на дорогах.
Самый понятный пример повышения «интеллектуального уровня» дорог – установка камер видеофиксации. Все уже привыкли, что за превышение скорости или пересечение стоп-линии у перекрестка очень скоро можно получить по почте уведомление о наложении штрафа.
Но потенциал видеокамер этим далеко не исчерпан. В перспективе они будут фиксировать самые разные нарушения, вплоть до того, что человек за рулем не пристегнут, не оплатил парковку, катается без полиса ОСАГО или включил задний ход в неположенном месте.
К слову, в Сингапуре камеры установлены через каждый километр: безнаказанно нарушать правила здесь невозможно. Конечно, Россия не Сингапур с населением около шести миллионов человек, уместившихся на шести десятках островов общей площадью 728 квадратных километров. С другой стороны, тем важнее при наших масштабах использовать современные технические возможности. Например, для сохранности дорог.
Актуальная для Волгоградской области проблема – большой поток груженых фур. Вес автомобилей порой в разы превышает нормативы и, конечно, никакое дорожное полотно, особенно в условиях местного климата, не выдерживает. Чтобы приучить дальнобойщиков к порядку, в регионе создают сеть постов весогабаритного контроля.
– Возможности современных весогабаритных постов позволяют автоматически взвешивать и определять размеры транспорта без его торможения или полной остановки, – комментируют в комитете информационных технологий. – Новая техника также способна определять скорость движения машины и проводить фотофиксацию. Создание системы позволит в круглосуточном режиме контролировать трафик и выявлять перегруженные машины для принятия предусмотренных законом мер.
То есть к тому времени, когда машина подъедет к ближайшему посту ДПС, у инспектора будет уже вся информация о том, сколько на самом деле весит груз, а не по документам, и с какой скоростью водитель хотел доставить его из пункта «А» в пункт «Б».
– На сегодняшний день в рамках создания ИТС в Волгоградской области система весогабаритного контроля уже смонтирована, – рассказали в ведомстве, – ведется развитие сети «умных светофоров». За счет регулирования транспортных потоков уже в 2020 году планируется увеличить пропускную способность дорог региона, а также объединить диспетчерские службы пассажирского транспорта области и города, обеспечить сохранность региональных автодорог.
Умными называют светофоры, которыми управляет специальная программа. «Думающий агрегат» может менять продолжительность зеленого сигнала в одном направлении и уменьшать в другом, если с одной стороны образовалась пробка, а с другой машин практически нет. Пешеходные переходы «по требованию» тоже относятся к «умным».
Также в интеллектуальную систему может входить система управления освещением, детекция транспортного потока, паркоматы, электронные дорожные знаки и многое другое. При грамотном использовании все это должно способствовать повышению безопасности на дорогах, комфортному передвижению водителей и пассажиров.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В регионе определили список дорог к ремонту
Облкомтранс озвучил список объектов, подлежащих обновлению в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги».
В 2021 году работы развернутся на межрегиональных и межмуниципальных дорогах почти в двадцати районах области.
Что касается улично-дорожной сети Волгограда, то в рамках проекта «Региональная и местная дорожная сеть» запланирован ремонт на 42 участках улиц протяженностью 27,1 километра.
– В нормативное состояние приведут участки улиц Лазоревой, Тельмана, Тургенева, Полины Осипенко, Пермской, Кубанской, Чапаева, Дымченко, Социалистической, Шекспира, Курчатова, Авиаторской, Кооперативной, Лавровой и других, – рассказали в областном комитете транспорта. – Еще 15 улиц общей протяженностью свыше 10 километров обновят в Волжском. Среди объектов ремонта в городе-спутнике: улицы Смирнова, Прибрежная, Пивнева, Московская, Ленинградская, Казначеева, Иртышская, Дзержинского, Горького, Ворошилова, Ангарская, Пархоменко, Индустриальный проезд.
Кроме того, в Волжском планируется достроить улицу Карбышева, выполнить третий, заключительный этап комплексного ремонта мостового комплекса в составе Волжской ГЭС, в Волгограде начать второй этап строительства улицы Электролесовской, реконструировать участок Ангарской.
Также дорожники продолжат модернизировать пешеходные переходы, устанавливать барьерные ограждения и освещение, ликвидировать очаги аварийности.
Только цифры
В 2 раза выросла в регионе доля дорог, отвечающих нормативным требованиям, начиная с 2014 года
136 выявленных очагов аварийности ликвидированы
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Подходить надо комплексно!
Как считает эксперт в сфере дорожного строительства, доктор технических наук Виктор Боровик, интеллектуализация дорожно-транспортной сферы – архиважное направление.
– Система весогабаритного контроля поможет сохранить наши дороги после ремонта, – уверен специалист. – Обычные стационарные посты не решают эту проблему еще и потому, что присутствует человеческий фактор: работа с нарушителями превращается в источник заработка для узкого круга лиц. Основная проблема в реализации программы заключается в высокой стоимости работ на этапе запуска. Впоследствии затраты могут легко окупиться за счет тех же штрафов. Самое большое количество штрафов выписывают за превышение скорости, и это нарушение камеры легко фиксируют. Но проблема в том, что мало выписать штраф, – необходимо добиться, чтобы человек его заплатил. А по последним данным, долги населения по штрафам ГИБДД превысили 11 миллиардов рублей! Поэтому работа по внедрению интеллектуальной транспортной системы, безусловно, принесет огромную пользу, но она должна вестись комплексно!
Юлия Казанджан, Игорь Фомичев © Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив