Какие соцуслуги могут оказывать частники
В Волгоградской области некоммерческие организации завоевали уже почти четверть рынка соцуслуг. Есть ли разница для получателя – у кого просить помощи? И если адрес районной соцзащиты знает каждый, то где искать частника? На эти и другие вопросы отвечает Лилия Заботина, председатель областного комитета соцзащиты.
– Прежде всего, хочу сказать, что получателем соцуслуг может оказаться каждый житель области. Это далеко не всегда пожилые пенсионеры или люди с ограниченными возможностями здоровья. Допустим, человек сломал ногу. Самому ходить за продуктами, что-то делать по дому сложно. Родные далеко, друзья могут навещать изредка, на соседей надеяться трудно. В такой ситуации социальная услуга может оказаться жизненно необходимой. Все чаще родители обращаются за помощью в социальной адаптации детей. Например, ребенок плохо говорит, и требуется помощь специалиста. Иногда вмешательство профессионалов необходимо для решения семейных конфликтов.
У нас в регионе хорошо налажено межведомственное взаимодействие. О тех, кому нужна помощь, сообщают учреждения здравоохранения, образования.
? Что изменилось для получателей соцуслуг после выхода на рынок НКО?
– Прежде всего, у людей появилась возможность выбора. Кроме того, с выходом на рынок некоммерческих поставщиков соцуслуг в регионе стала развиваться комплексная реабилитация молодых инвалидов. Это и занятия творчеством, и трудовая терапия, и усвоение навыков самообслуживания, и удовлетворение коммуникативных потребностей. По сути, это продолжение работы, которая велась с ними как с детьми-инвалидами до 18 лет в госучреждениях.
? Как разобраться: за какой услугой куда идти?
– Все оформляется в центре социальной защиты населения по месту жительства. Если сложно прийти туда, скажем, в силу возраста, следует позвонить – специалисты сделают все на дому.
Решение о зачислении на социальное обслуживание принимается в течение пяти дней. За это время, в частности, составляется индивидуальная программа получателя социальных услуг с учетом потребностей заявителя. К ней прилагается и выдается гражданину на руки и перечень организаций – как государственных, так и негосударственных, а также индивидуальных предпринимателей, которые могут оказать необходимые услуги и входят в реестр поставщиков. Выбор – за получателем.
Соцуслуги предоставляются на дому, непосредственно в учреждениях и стационарно. НКО работают по первым двум формам.
? Если некоммерческая организация входит в официальный реестр поставщиков – это гарантирует качество услуг?
– Да. К деятельности поставщиков социальных услуг, независимо от формы собственности, законодательством установлены единые требования.
Та же стоимость определяется областным комитетом тарифного регулирования на основе методик Министерства труда.
Льготные категории – тоже одни и те же. Так, бесплатно получают социальные услуги дети, инвалиды, участники войны и малообеспеченные люди, когда среднедушевой доход меньше 1,5 величины прожиточного минимума, или 11 505 рублей на сегодня. Еще – пострадавшие в чрезвычайных ситуациях. Есть и частичная оплата – она зависит от дохода. Другое дело, что НКО могут быть более гибкими, у них может быть шире перечень предоставляемых услуг, что-то они делают сверх перечня, указанного в индивидуальной программе получателя, безвозмездно.
? В настоящее время весьма востребованы услуги сиделок. Здесь спрос опережает предложение?
– Тема активно обсуждается на федеральном уровне. Отражена она и в стратегии по улучшению качества жизни пожилых людей. Сегодня госучреждения не могут оказывать такую соцуслугу в отличие от НКО.
Вместе с тем, следует отметить, что сейчас в России идет процесс разработки профессионального стандарта для профессии «сиделка». Устанавливаются требования к профессиональной подготовке. Сейчас сиделкой теоретически может работать любой, нет четких должностных обязанностей, а у сиделок должны быть навыки оказания медпомощи, техники перемещения пациентов и адаптации. Получается, профессия фактически есть, но нет профессионального стандарта и разработанных программ обучения.
Для организаций и работников это будет означать здоровую конкуренцию на основе ясных стандартов, более высокую оплату труда квалифицированного персонала. Для потребителя услуги – повышение качества. Люди должны быть уверены в исполнителе. Мы же не сядем в машину к водителю, у которого отсутствуют права?
Как только на федеральном уровне эта работа будет закончена, услуги сиделок будут включены в перечень услуг, оказываемых государственными организациями социального обслуживания.
Самые востребованные услуги НКО
Социальные:
покупка и доставка продуктов питания, промышленных товаров, лекарств;
реабилитация молодых инвалидов (психологическая коррекция, развитие навыков самообслуживания, общения и др.);
психологическая помощь тем, кто ухаживает за тяжелобольными, престарелыми родственниками;
психолого-педагогическая помощь родителям, а также законным представителям в обучении детей навыкам самообслуживания, в выстраивании с ними отношений;
комплексная помощь лицам без определенного места жительства;
психологическая коррекция у детей (исправление особенностей психологического развития);
педагогическая коррекция у детей (преодоление отклонений, связанных с психическими процессами, познавательными, эмоциональными, волевыми).
Дополнительные (то есть оплачиваемые всеми получателями):
доставка фермерских продуктов;
парикмахерские услуги;
мелкий бытовой ремонт;
покос травы на участке, прилегающем к частному дому, или прополка грядок;
заготовки на зиму;
выгул домашних животных.
Только цифры
4744 некоммерческих организации зарегистрировано в регионе, из них почти 3 тыс. являются социально ориентированными.
26 НКО внесены в реестр поставщиков социальных услуг. За I полугодие 2017 года они оказали 351 тыс. услуг, обслужив свыше 3 тыс. человек. В бюджете на эти цели в 2017 году заложено свыше 103 млн рублей.
Светлана Усанова