Как защитить детей от опасного влияния Интернета?

Пикантные фото, рецепты по изготовлению взрывчатки, рекомендации по изощренным издевательствам над учителями и призывы к суициду. Любой ребенок может в два клика нарваться на подобную информацию в Интернете.
Информационная безопасность подрастающего поколения стала темой встречи облпрокурора Максима Ершова с общественниками. За два года стараниями надзорного ведомства заблокировано свыше пятисот вредоносных сайтов. Но это лишь капля в море: закрываются одни, появляются другие. Многие эксперты склонны считать, что в Сети развернулась целенаправленная кампания, формирующая у детей установку на саморазрушение. Как противостоять этому потоку негатива?
Родители сами должны стать опытными пользователями
Нина Болдырева, уполномоченный по правам ребенка в Волгоградской области:
– Самый действенный метод – занять ребенка интересным делом: спортом, кружками, секциями. Постараться увлечь интересной для него деятельностью, хобби, творчеством. Это займет его основное время и меньше останется на времяпрепровождение у компьютера. Это первый момент.
Второй, самый главный: надо, чтобы родители могли влиять на свободу передвижения ребенка в интернетном пространстве, могли видеть, где пребывает их чадо, интересовались и реагировали. Сейчас такие возможности есть, в том числе ограничение доступа ребенка на сайты, которые он не должен посещать. В этом отношении компьютерная грамотность родителей играет большую роль.
К сожалению, мы вынуждены констатировать, что пока родители недооценивают эти опасности или не все достаточно грамотны и просто не знают, как с этим справиться. Я полагаю, это вопрос ближайшего будущего – дети, став родителями, уже имея обретенный опыт, будут более подкованными в этом отношении.
Зеленый свет силовикам
Антон Лукаш, руководитель Управления по СКФО и ЮФО Ассоциации юристов России:
– В вопросе информационной безопасности молодежи большую роль играют особенности информационного технологического уклада. Это резкое увеличение силы и глубины проникновения в коммуникации, стирание языковых и культурных барьеров, а также упрощение получения информации. Стоит только сказать «О’кей, Гугл» – и весь поток у ребенка перед глазами! Потому неудивительно, что при всем изобилии информации у молодежи отсутствует ее критическое восприятие. Нельзя не замечать опасность разрушающих личность молодого человека практик информационного воздействия на общечеловеческие ценности.
Что мы можем предложить, какие сделать практические шаги? Обязательно расширение правового поля реагирования силовых структур на опасную информацию в Сети. А также формирование определенных структур мониторинга соцсетей с четким порядком реагирования на любую опасную информацию. Надо обобщать опыт создания позитивного информационного пространства в социальных сетях.
Не всем Бог дал ума, но талант есть у каждого!
Лариса Раевская, главный психиатр комитета здравоохранения Волгоградской области, главный детский специалист-психиатр МЗ РФ в ЮФО:
– Надо отметить, что очень хорошо работают силовые службы, которые призваны защищать нас и блокировать эти вредоносные сайты. Последние два года много сделано в этом направлении, результаты есть, за что им большое спасибо.
Но от этой заразы совсем освободиться невозможно, потому что это один из этапов навязанной нам информационной войны. Параллельно работе, которую проводят спецподразделения, оснащенные технически, с точки зрения психиатра могу сказать, что нужно обязательно активизировать детей, чтобы у них включались защитные факторы.
Ведь дети не просто так выходят на эти сайты. У пациентов, которые были у нас за эти годы и получали помощь амбулаторно, стационарно, основой, почвой для лечения, было и есть наличие социальной тревожности. Именно наличие этого симптома – первый признак, что он будет посещать подобные сайты.
Просто так люди, настроенные на конструктивную работу, такие сайты не посещают. Дети, время которых расписано, которые заняты любой работой или деятельностью, как правило, не увлечены настолько компьютером, чтобы это стало проблемой.
Один из вариантов – научить ребенка справляться со своими проблемами не через депрессивный выход, а через созидательно-конструктивную деятельность. То есть у человека всегда есть выбор. Помните русские сказки с их тремя дорогами – направо, налево, прямо? Ребенок должен знать, что он волен пойти направо, налево, прямо – и он что‑то потеряет, что‑то приобретет. И этот выбор мы должны помочь ему сделать.
Здесь самое важное – убедить его в том, что жизнь прекрасна. Сказать: «Что бы ни происходило в твоей жизни, ты не один. Вместе мы можем справиться с этой проблемой». Как это сделать? Через беседы, разговоры, позитивное ответственное родительство.
Родителям, начиная со школы, на родительских собраниях говорят про что? Про учебу, про финансы, а ребенок взрослеет, и критерием является не ум. Ну не дал Бог ума, чтобы стать академиком или профессором. Но каким‑то талантом наделил КАЖДОГО ребенка!
И мы должны нацелить родителей на то, как правильно воспитывать каждого ребенка, не сравнивая ни с кем! Как его правильно ругать, как правильно хвалить, как найти выход из сложной ситуации, показать, что он не один в этом мире, мы рядом.
Для этого у нас в регионе создан детский телефон доверия, существует социальный подростковый кризисный центр, куда родители могут обратиться с проблемами воспитания.
Мы проанализировали звонки на детский телефон доверия. Еще три года назад обращений родителей и учителей был всего 1 %, а в этом году количество обратившихся взрослых – уже 10 %. Это говорит о том, что родители начали искать помощь.
«Не прятать голову в песок!»
Елена Максимова, завкафедрой информационной безопасности университета:
– Если мы говорим о технической стороне, то в первую очередь надо обязательно использовать систему родительского контроля. Это позволяет фильтровать информацию. Но, к сожалению, 100‑процентной гарантии не дает. Поэтому нужно использовать также меры психологического воздействия на ребенка – проводить доверительные профилактические беседы, уводить ребенка из виртуального мира. Создать условия в реальном мире таким образом, чтобы было комфортно и интересно именно в жизни, чтобы были люди, которым он доверяет, чтобы он мог раскрыться. К сожалению, ребенок и тянется к виртуальному миру потому, что ему там интереснее, чем в реальной жизни. Там он чувствует себя более защищенным.
Для тех родителей, которые плохо разбираются в компьютерах, есть специальная программа «Система родительского контроля», в поисковике нужно ввести это название. Ее можно установить не только платно, но и бесплатно. Надо посидеть, почитать, потратить время, но это же нужно вашему ребенку.
В антивирусных программах один из функционалов – настройка, фильтрация информации. Это как один из вариантов, если нет специализированной системы родительского контроля.
От испуга родителей перед компьютером надо избавляться, что толку зарывать голову в песок как страус, на дворе ХХI век, время диктует свои правила. Врага надо знать в лицо и бороться с ним всеми возможными методами.
Марина Злобина
© Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив.