Как волгоградские бабушки могут оформить на себя декретные выплаты

Работающие бабушки тоже имеют право оформить оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до полутора лет. О том, что для этого нужно сделать, и в целом о порядке назначения выплат при временной нетрудоспособности в период беременности и после родов мы узнали у специалистов волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования РФ. Напомним, что с прошлого года именно это ведомство напрямую платит «декретные» официально трудоустроенным женщинам.
– Какие выплаты по беременности и родам полагаются работающим женщинам со стороны ФСС?
– Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования выплачивает застрахованным лицам пособие по беременности и родам; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также единовременное пособие при рождении ребенка.
– От чего зависят размеры указанных пособий?
– Если говорить о размере пособия по беременности и родам, то оно исчисляется, исходя из среднего дневного заработка женщины. Для того чтобы определить этот показатель, сумму, полученную за 2 года, предшествующих году начала отпуска, нужно разделить на количество календарных дней в этих годах, за минусом периодов временной нетрудоспособности – больничных, декрета и т. д. Затем полученное значение умножается на количество дней нахождения в отпуске по беременности и родам. При обычной беременности такой отпуск длится 140 дней (70 дней до родов и 70 – после), при осложненной – 156 дней, а если женщина родила сразу несколько детей (двойню, тройню и т. д.) – продолжительность отпуска составляет 196 дней.
По заявлению будущей мамы для расчета средней зарплаты можно взять данные не за последние 2 года, а, например, за предшествующие им.
Менять календарные периоды имеет смысл, когда в течение тех лет, которые планируется брать для расчета, женщина уже находилась в отпуске по беременности и родам или в декрете. Теоретически замена периодов должна привести к увеличению размера пособия.
Если этого не произойдет, исчисление будет производиться по первоначальному сценарию.
– Как будет назначаться выплата, если стаж работы меньше 2 лет?
– При расчете пособия по беременности и родам определяющей величиной является среднемесячная зарплата. Если женщина работала не все 2 года, то и средний дневной заработок окажется меньше, но рассчитывается он по той же схеме. Исключение составляют случаи, когда будущая мама проработала меньше 6 месяцев. Тогда пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ. В регионах, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, – МРОТ с учетом этих коэффициентов.
– Как рассчитывается размер пособия в период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 года?
– В соответствии с Федеральным законом ч.1 ст. 11.2 от 19.05.1995
№ 81‑ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 % среднего заработка застрахованного лица, при этом его величина не должна быть меньше минимального размера. В 2022 году он составляет 7 677,81 рубля. Максимальное значение декретных выплат – 31 282,82 рубля.
Средний дневной заработок исчисляется по той же схеме, что и при расчете пособий по беременности и родам, – путем деления суммы начисленного заработка за 2 календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, на число календарных дней, за исключением периодов нетрудоспособности. Далее средний дневной заработок умножается на 30,4 (ст. 14 Закона
№ 255‑ФЗ). 40 % от полученной величины и станет той ежемесячной суммой, на которую женщина сможет рассчитывать в декрете.
– Кто, кроме матери, имеет право оформить отпуск по уходу за ребенком?
– Согласно ст. 256 ТК РФ отпуск по уходу за ребенком до 1,5 года могут оформить не только мамы – полностью или по частям его имеют право использовать отец ребенка, бабушка, дед, другие родственники или опекуны, фактически осуществляющие уход за малышом.
В случае если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из лиц.
Кстати, тот, кто оформляет декрет, во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому, при этом пособие до полутора лет так и продолжат выплачивать.
– Как будет рассчитываться пособие, если декретный отпуск оформит официально трудоустроенная бабушка?
– Если бабушка состоит в трудовых отношениях с работодателем, то она является застрахованным лицом и на нее распространяются все нормы действующего законодательства, в соответствии с которыми производится расчет пособия по уходу за ребенком до 1,5 года (на общих основаниях).
– Имеют ли право на оформление декрета и получение выплат неработающие пенсионеры?
– Оформить отпуск по уходу за ребенком до 1,5 года могут только застрахованные лица, т. е. состоящие в трудовых отношениях.
– Можно ли переоформить декретный отпуск с мамы на бабушку, если по тем или иным причинам женщине необходимо выйти на работу?
– Если мать, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком и получающая ежемесячное пособие до 1,5 года, решила выйти на работу на полный рабочий день, то оформить декретный отпуск могут папа, бабушка, дедушка, любой родственник, который является застрахованным лицом, то есть состоит в трудовых отношениях (ст. 256 ТК РФ).
– Что потребуется для оформления?
– В первую очередь маме необходимо написать заявление на прекращение отпуска по уходу за ребенком, а также на прекращение выплаты ежемесячного пособия.
Для назначения выплаты бабушке нужно будет предоставить документы по месту работы в соответствии со ст. 56 Порядка № 668н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей», а также справку с места работы (службы) матери и отца ребенка о том, что они не используют указанный отпуск и, соответственно, не получают пособие по уходу за ребенком. Работодатель не имеет права отказать бабушке в оформлении декретного отпуска.
Ирина Марченко. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Кирилл Брага / архив.