Как волгоградцы могут помочь первокласснику настроиться на учебу

21 декабря 2020

Иногда детям очень сложно включиться в учебу, перед ними появляется слишком много новых и непонятных задач. Решить эту проблему помогут родные и близкие школьника. Что и как им нужно делать, читайте в нашем материале.

 

Своим опытом с волгоградцами поделился психолог Дзержинского центра социального обслуживания населения Наталья Спирина.

 

– Современная школа – серьезный стресс для любого ребенка, – говорит специалист. – Российский психолог, педагог и публицист Людмила Владимировна Петрановская предлагает родителям провести такой эксперимент: «Представьте, что завтра выходит закон, по которому свободный выбор работы прекращается – ее вам выбирает комиссия. И на ней вы будете работать 30 лет, не имея права отказаться. И вас гнобит начальник, а дома вам говорят: «Нам уже звонил твой начальник! Ты опять отчет запорол. Теперь неделю без сериала будешь. Переделывай иди три раза свой отчет!»

 

Вот примерно такая же ситуация у школьника. К сожалению, школу не интересуют личностные особенности ребенка (темперамент, наличие лидерских качеств, доброты), а также его таланты и способности (поет, играет в футбол и т. д.). Главное, чтобы он сидел на уроках тихо, решал примеры и выполнял задания. В противном случае он получает ярлык «не­успешности».

 

– Наши внушения – «надо захотеть делать уроки, а то вырастешь дворником» – не работают, – поясняет эксперт. – Все средства хороши, которые для ребенка выглядят заботой, а не контролем. Согласитесь, что это нормально – не хотеть делать уроки. А вот не выполнять домашнее задание – нарушение школьной дисциплины. Делитесь с ребенком своими ноу-хау: как вы сами делаете неприятную работу, как вы справляетесь или себя уговариваете. Тогда ребенок понимает, что вы ЗА него. Обязательно отмечайте успехи ребенка. Сравнивайте его прошлые и сегодняшние результаты, хвалите его за старания, а не за результат.

 

Вам может помочь методика балльной оценки для подкрепления мотивации ребенка младшего школьного возраста.

 

– Есть две возможности позитивного закрепления: социальное и конкретное, – объясняет Спирина. – Социальное закрепление может выражаться в похвале и внимании, в то время как конкретное закрепление означает, что мы дополнительно усиливаем социальное закрепление, например, в виде поощрения – сладости, приятные бонусы. Метод балльной оценки позволяет зафиксировать достижения ребенка в процессе изменения своего поведения и усилить контроль родителей над ситуацией. Для этого составляется список конкретных действий ребенка, за каждое из которых он получает определенное количество очков. Например, «вовремя сел за уроки», «выучил стихотворение», «написал без ошибок». Ребенок учится не на ошибках и критике, а на позитивном подкреплении. Список должен содержать те действия, которые родители хотели бы видеть от своего ребенка. Эти действия должны быть максимально конкретны и понятны для ребенка и родителей.

 

Полученные баллы можно потом «обменять» на что‑то ценное для ребенка – поездку, совместное развлечение. Желаемые действия должны быть доступны ребенку, соответствовать его возрасту и их лучше обговорить с ним. Но при этом важно четко устанавливать границы и ни при каких условиях не нарушать их. То есть – обещали поход в театр за набранные баллы, значит, без отговорок идем в театр. Невыполнение родителями обещанного позволяет ребенку поступать точно так же по отношению к ним самим.

 

Главное – помнить: основная задача родителей и родственников – быть поддерживающей, а не критикующей силой для ребенка.

 

Вероника Скворцова. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Кирилл Брага / архив.