Как в Волгограде особенных детей готовят к самостоятельной жизни

В нашем материале чиатйте, какой после совершеннолетия будет дальнейшая судьба ребенка с отклонениями в умственном развитии.
Оптимальный вариант – это когда к совершеннолетию человек получает максимально возможный объем помощи специалистов различного профиля и осваивает навыки поведения, которые позволят ему жить в семье и не быть изолированным от общества.
В Волгоградском областном реабилитационном центре «Доверие», где живут особенные ребята, разработали специальную программу подготовки выпускников. На базе учреждения смоделировали мини-город, где подростки учатся переходить дорогу, ходить в кафе и совершать покупки в магазине. Как это работает, мы узнали из первых уст.
Застегнуть пуговицы
– Проект «САМ» (Самостоятельный Адаптированный Мотивированный) родился в апреле 2018 года. Он рассчитан на подготовку детей с ментальной инвалидностью, психофизическими нарушениями в возрасте 14‑18 лет к самостоятельному сопровождаемому проживанию, – рассказывает координатор программы Ирина Кочетова, заместитель директора ГКСУ СО ВОРЦДИ «Доверие». – Ментальная инвалидность говорит о нарушении психики, которая влечет за собой снижение интеллекта. Появляется она либо с рождения, либо в результате прогрессирующего заболевания.
Для каждого ребенка в зависимости от его возможностей разрабатывают индивидуальную программу мероприятий, некий маршрут, следуя которому он должен обрести все необходимые навыки. Кто‑то начинает с того, что учится самостоятельно застегивать пуговицы.
Большая жизнь в миниатюре
В рамках проекта игровые комнаты центра превращаются в парикмахерскую, аптеку, больницу, кухню, кафе. Специалисты – социальный педагог, психолог и педагог-инструктор по труду моделируют ситуации, в ходе которых ребята учатся вести себя в том или ином заведении, в общественном транспорте.
Полученные навыки ребята закрепляют на практике.
– Меня поразили двое наших воспитанников – Мария и Владимир 14 и 15 лет, с которыми я отправилась в магазин и в кафе, – рассказывает Инна Уварова, инструктор по труду. – В кафе они ознакомились с меню, чего никогда раньше не делали, выбрали блюда, спокойно покушали и расплатились, получив сдачу. В магазине они ходили по отделам, брали только те продукты, которые были в списке, на кассе я дала им деньги, и каждый из них сам расплатился за свои покупки. Все это они выполнили с небольшими подсказками.
Надо сказать, что большинство воспитанников центра не умеют даже говорить, общаются с помощью специальных карточек с картинками. Соответственно, события, которые для нас являются привычными, для них – невероятное приключение. По словам педагога, после таких поездок у детей загораются глаза, они радуются, гордятся своими достижениями.
Один из модулей проекта призван научить ребят ключевым правилам дорожного движения. Для этого на лестничной площадке учреждения повесили настоящий светофор. Дети проходят здесь несколько раз за день – и каждый раз по правилам.
– Светофор работает от сети и включен у нас с утра до вечера, – говорит Ирина Кочетова. – У нас есть один мальчик, который, увидев красный сигнал, ставит переносной дорожный знак «стоп» и всем говорит: «Стой!». Все ждут зеленого сигнала. Так что светофор мы изучили уже очень хорошо!
Не надо стесняться
Специалисты центра работают не только с детьми, но и с родителями. Для этого привлекают и волонтеров – студентов 1 и 2 курсов медицинского вуза.
– В рамках программы «САМ» было закуплено компьютерное оборудование, благодаря чему открылся центр «Есть контакт!», – говорит психолог Елена Федорова, специалист по комплексной реабилитации. – В основном им пользуются дети, родители которых сейчас проживают в области. Мы связываемся с родными ребенка с помощью онлайн-программ, дети рассказывают, как у них дела, чему они научились, что нового узнали. Также специалисты консультируют родителей по тем или иным вопросам по сопровождающему проживанию.
Центр «Есть контакт!» создавался с целью укрепления семейных связей, улучшения детско-родительских отношений, формирования родительской ответственности, поясняют в центре.
Также родители приезжают в центр на праздники, в выходные дни. Для них проводят совместные мастер-классы, организуют экскурсии, походы в театр и многое другое. Забирая детей на выходные, они получают домашнее задание – закрепить навыки, полученные в реабилитационном центре.
– С родителями занятия проходят один раз в месяц, – говорит психолог Елена Федорова. – Мы часто используем такой прием, как самодиагностика, чтобы родители могли проанализировать ситуацию, пересмотреть свои взгляды и решения.
Психолог вспоминает, как обсуждали тему социализации «особого» ребенка, проживающего в семье. Говорили о том, что нужно обязательно выходить с ним на улицу, гулять, не держать его в четырех стенах. Он должен общаться с другими семьями, детьми-сверстниками.
– Многие на самодиагностике увидели, что сами же и изолируют свою семью от окружения, живут обособленно – было над чем задуматься, – говорит специалист. – Нередко люди стесняются появляться в обществе с ребенком-инвалидом. Но это просто необходимо для комплексной реабилитации. Детям обязательно нужны новые впечатления, эмоции.
Марина Шабанова. Фото: ИД «Волгоградская правда»