Как в Волгограде инвалиду выучиться на права

24 ноября 2018

Фото: Сергей Григоренко

? Воспитываем ребенка-инвалида. Парень активный, но из‑за ДЦП немного хромает. Очень увлечен машинами и мечтает сам сесть за руль. Скажите, как у нас обстоят дела с обучением на права людей с инвалидностью? И как проходит обучение таких людей?

Елена Константиновна.

Для человека с инвалидностью автомобиль порой становится единственной возможностью с комфортом перемещаться по городу, встречаться с людьми, работать. Закон не ограничивает инвалидов в праве получения водительского удостоверения, но есть список заболеваний, препятствующих управлению авто. В частности, за руль никогда не сядут люди, у которых:

– органические, включая симптоматические, психические расстройства;

– шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства;

– расстройства настроения (аффективные расстройства);

– невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства;

– расстройства личности и поведения в зрелом возрасте;

– умственная отсталость;

– психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ;

– эпилепсия;

– ахроматопсия;

– слепота обоих глаз.

Для водителей с проблемами опорно-двигательного аппарата существует два варианта использования автомобиля: с ручным управлением и автоматической коробкой передач. Так, машиной только с ручным управлением могут пользоваться люди при наличии следующих проблем со здоровьем:

– деформация стопы, значительно затрудняющая ее движение;

– укорочение нижней конечности более чем на 6 см (за исключением случаев, когда конечность не имеет дефектов костей, мягких тканей и суставов, объем движений сохранен, длина конечности от пяточной кости до середины большого вертела бедра составляет более 75 см);

– ампутационные культи обоих бедер;

– ампутационные культи обеих голеней;

– культя бедра или голени одной конечности при значительном нарушении двигательных или статических функций другой нижней конечности (ампутационная культя стопы, деформация, сосудистое заболевание, поражение крупных периферических нервных стволов и др.);

– стойкая деформация или заболевание нижних конечностей, таза или позвоночника, значительно затрудняющее стояние и ходьбу (анкилозирующий полиартрит нижних конечностей, тяжелый кифосколиоз и спондилит с явлениями компрессии, псевдоартроз, эндартериит II и III степени, слоновость и др.);

– паралич и парез нижних конечностей при возможности сидения;

– повреждение нервно-сосудистого пучка одной нижней конечности со значительными трофическими нарушениями (обширные незаживающие язвы).

Есть также список заболеваний, при которых уже на стадии обучения нужно пользоваться машиной исклюительно с автоматической коробкой передач. Среди медицинских показаний:

– отсутствие верхней конечности или кисти;

– отсутствие нижней конечности или стопы;

– деформация кисти или стопы, значительно затрудняющая движение кисти или стопы;

– культя бедра или голени при одновременном отсутствии одной из верхних конечностей;

– отсутствие пальцев или фаланг, а также неподвижность в межфаланговых суставах:

а) отсутствие 2 фаланг большого пальца на руке;

б) отсутствие или неподвижность 2 или более пальцев на правой руке или полного приведения хотя бы одного пальца;

в) отсутствие или неподвижность 3 или более пальцев на левой руке или полного приведения хотя бы одного пальца;

– остаточные явления поражения центральной нервной системы в виде гемиплегии.

Как поясняет Ольга Дронова, председатель регионального отделения Всероссийского общества инвалидов, водить автомобиль могут также инвалиды по слуху и зрению.

– Люди с проблемами по зрению обязаны оборудовать свое транспортное средство акустической парковочной системой. А инвалиды с болезнями уха и сосцевидного отростка должны при управлении автомобилем использовать слуховой аппарат или речевой процессор, – отмечает Ольга Валентиновна.

Сдача на права также проходит на специально оборудованных автомобилях. В Волгограде практически у каждой крупной автошколы есть свой парк машин со спецуправлением. А учебные аудитории для удобства прохождения колясок размещают на первых этажах.

–  У нас в парке есть автомобили с автоматической коробкой передач, – рассказывает Виктор Никитин, инструктор одной из волгоградских автошкол. – Занятия проходят либо в группах по пять человек, либо индивидуально. Те, кто из‑за проблем по здоровью не может еженедельно появляться на занятия, могут проходить обучение дистанционно. Кроме того, мы учитываем пожелания учеников и в случае необходимости можем продлить срок обучения. В классах для повышения уровня восприятия аудитории используем звукоусиливающую и мультимедийную аппаратуру. У нас даже есть мастера, которые владеют языком жестов.

Обучение, включающее теорию и практику, стоит 27 800 рублей. Но школы всегда делают скидку инвалидам, сбрасывая 5‑6 тысяч рублей.

Что касается детей-инвалидов, освоить азы вождения они могут и до совершеннолетия. С октября на базе центра соцобслуживания населения Дзержинского района начала работать первая в регионе учебная площадка, где старшеклассников учат ПДД.

– Задача центра научить детей не бояться дороги и водителей, – говорит Ольга Воложина, зампредседателя правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. – Немало ребят уже сели за руль и водят автомобиль, многие семьи не боятся отпускать детей одних в школу в условиях инклюзивного образования – ребенок знает, как перейти дорогу, есть дети, которые выбрали своей специальностью автодело.

Во дворе учреждения открыта большая тренировочная площадка, которая полностью имитирует городскую дорогу – с работающими светофорами, пешеходными переходами, дорожными знаками, а также детскими автомобилями, за рулем которых могут передвигаться ученики.

В автокабинете центра установлен симулятор «Школьник-2» – современный тренажер в точности повторяет автомобиль: вместо лобового стекла здесь установлен жидкокристаллический экран, обеспечивающий эффект полного присутствия на дороге. Ребенок передвигается по городу, выполняет задания, привыкает сидеть за рулем и учит правила движения.

Спецкласс также оборудован магнитными стенами со знаками, перемещая которые можно смоделировать любую дорожную ситуацию, а также напольным покрытием с тремя сменными блоками – разметка «город», «шоссе» и «сельская местность». При этом можно как добавлять, так и убирать дополнительные элементы.

Пока в классе обучаются подростки, получающие услуги в центре социального обслуживания населения Дзержинского района. Но в ближайшее время записаться на занятия смогут дети-инвалиды со всего Волгограда. Отмечается, что после обучения старшеклассникам помогают в поиске авто-школы, где они проходят обучение и получают настоящие права.

Маргарита Бабанова