Как увлечь ребенка историей

В Волгограде два года назад открылся современный мультимедийный парк «Россия. Моя история». С этого момента для школьников история государства ожила. Учитель истории Григорий Никитин объясняет, как век технологий меняет восприятие истории и как смартфоны могут помочь увлечь детей наукой.
Видеть историю
– Григорий Борисович, некоторые скептики до сих пор считают открытие музея, экспозиция которого – проекторы, демонстрирующие слайды, не совсем тем, что нужно было Волгограду. Вы с этим согласны?
– Нет, я категорически не согласен. Вероятнее всего, так говорят те, кто никогда там не был и не понимает, для кого открыто это пространство. А открыт музей в первую очередь для детей. Цифровое поколение требует современной подачи информации. Никто из детей не хочет целыми уроками смотреть в учебник и слушать учителя. Школьники погружены в мир технологий и хотят, чтобы с ними говорили на понятном языке.
Все началось десять лет назад, когда в Москве в выставочном зале «Манеж» открылось несколько мультимедийных выставок, посвященных дому Романовых, а потом и Рюриковичам. Выставки посетили несколько сотен тысяч человек. Экспозиции произвели фурор. Пришлось даже повторять. Тогда стало понятно, что, несмотря на доступ к интернету с видеороликами от разных ученых, люди хотят, чтобы им рассказывали об истории живые лекторы и чтобы обязательно с картинками!
Первый исторический парк открыли на ВДНХ. Панели с изображением правителей были расположены на улице, и люди с восторгом шли посмотреть, как это все выглядит внутри. С этого момента мультимедийные парки стали появляться в городах-миллионниках. Все они по наполнению практически одинаковые – посвящены Рюриковичам, Романовым и две – XX веку. Есть и региональный компонент. На днях мы ходили с детьми смотреть фотографии старого Царицына – города, которого нет. Студенты ВолГУ создали на 3D-принтере копии некоторых центральных зданий. Дети с трудом поверили, что когда‑то в городе возвышались такие церкви и монастыри. Вряд ли они когда‑нибудь самостоятельно стали бы искать в интернете, как выглядел город 100 лет назад.
– Получается, что проект возник в момент, когда молодое поколение максимально отдалилось от истории родной страны?
– Да, можно сказать и так. Десять лет назад начался цифровой бум. Гаджеты захватили все слои общества. Ребенок только начинал сидеть, а ему в руки уже давали телефон. Дети освоили технологии, но в большей части как развлекательный элемент. Поэтому нужен был какой‑то просветительский проект, который в интересной форме на понятном и приятном детям языке рассказывал бы об уникальной истории страны. Исторический пласт, который освещает мультимедийный парк, настолько огромный, что пройти за один раз музей практически невозможно. Приходится возвращаться туда. Дети всегда с радостью ждут экскурсии в любое время года. Считаю, что подобный отклик говорит об успешной реализации проекта. Никого не оставляет равнодушным подача исторического материала на огромных интерактивных столах и через анимированные постановки сражений.
Все начинается с игры
– Говорит ли появление таких проектов о том, что дети постепенно разучиваются воспринимать информацию на слух?
– Не только дети, но и мы с вами теряем этот навык. Сейчас все общение людей проходит через социальные сети. Нам проще увидеть факт или картинку, чем услышать, представить и только потом запомнить. Дети же вообще визуализаторы. Они все представляют образно. Когда факт оформлен в яркую обертку, тогда больше шансов, что ребенок его запомнит. Вообще же все начинается с игры. Игра – универсальный инструмент в познании мира детьми. Через игру ребенок увлекается и начинает искать дополнительную информацию, погружаться все глубже и глубже в захватившую его тему. Поэтому я никогда не прошу убрать на уроке телефоны. Есть много полезных приложений для смартфонов, помогающих в освоении истории. Детям нравится игра, а когда она оставляет после себя знание, то в чем тогда проблема?
– Но порой родители жалуются на вольную интерпретацию истории. Причем авторский текст встречается в учебниках. Как же знать наверняка, что игры и музеи такого типа отвечают за достоверность событий прошлых столетий?
– История сама по себе наука, которая существует в интерпретации. Все, что мы знаем о нашей истории, это записи таких же, как и мы, людей, передающих свою реальность сугубо субъективно. Бесспорно, сегодня встречаются пропагандистские проекты, кричащие о мощи нашей страны. Но стоит учесть тот факт, что дети очень тонко чувствуют фальшь. Они понимают, что ими хотят манипулировать, и теряют всякий интерес. История России очень сложна – особенно все, что связано с революцией 1917 года, Гражданской войной, репрессиями. Оценка этих событий может быть разной. Цель каждого ученого, автора учебника, создателя приложения – привести разные мнения о затронутом промежутке времени и выстроить объективную картину. Сейчас такое время, что многие дети знают больше взрослых. Ребята хорошо подкованы в поиске в интернете, находят неизданные черновики каких‑то исторических фолиантов. Ищут неизвестные факты об исторических личностях. Всем этим они пытаются объяснить, как менялась страна и что ее ждет.
– А как же кино? Сейчас упор делают на историческое кино, основанное на реальных событиях. Из последних вспоминается фильм «Викинг», про князя Владимира. По словам историков, это кино – один сплошной художественный вымысел. Причем создатели опошлили героев. Как бороться с такой интерпретацией?
– Я всегда говорю детям, что нужно при просмотре фильмов и передач опираться на первоисточник. Нас могут использовать в своих интересах, на нашей необразованности делают деньги. Пока мы сами будем с открытыми ртами следить за очернением истории, фильмы типа «Викинга» продолжат идти в кинотеатрах. Не стоит также сразу идеализировать героев. Это тоже некая манипуляция на образе. Многие, посмотрев фильм про Колчака, возвысили личность адмирала, сделав его едва ли не единственным героем Гражданской войны. Но ведь Колчак принимал участие в братоубийстве! Об этом авторы фильма решили не распространяться.
Начинайте проверять достоверность с цифр. Сценаристы любят играть на эмоциях и прибавлять лишнее. Так, любят спекулировать на том, что во время сталинских репрессий было расстреляно 20 миллионов человек. Но есть точные данные, согласно которым в 1937‑1938 годах к высшей мере наказания были приговорены более 600 тысяч человек. Такие вещи легко проследить. Порой история переписывается в интересах идеологии.
Например, образ Александра Невского. Каждый из великих правителей вносил что‑то новое в его облик. Святым его сделал Иван Грозный – как своего предка, Невским – Петр I, ему необходим был святой покровитель для Санкт-Петербурга. Во времена Сталина он был признан умелым полководцем. Эйзенштейн снял фильм. Начали публиковаться исторические статьи, где Ледовое побоище описывалось как главная битва Средневековья. Людям нужно было вдохновение перед столкновением с Германией. И этот фильм с героем-победителем сыграл большую идеологическую роль в народном сознании. Также в пропагандистских целях был выдуман миф о «татаро-монгольском иге», и татары тут абсолютно ни при чем. В современных учебниках этот период истории теперь называют «ордынским игом», или «зависимостью от Золотой Орды». Нужно анализировать и перепроверять любую информацию, только так мы сможем оставаться непредвзятыми и не обманутыми.
Маргарита Бабанова, Алеся Котова. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Кирилл Брага.