Как срочно надо исправлять дефекты речи

10 августа 2020

Бывают ситуации, когда дети перед школой  не выговаривают некоторые звуки и имеют скудный словарный запас. Когда родителям стоит обращаться за помощью к специалистам?

– В какой‑то степени речь действительно связана с развитием мелкой моторики, но очень опосредованно, то есть связь эта довольно сложная и не прямая, – говорит логопед Марина Карнакова. – Речь находится в неразрывной взаимосвязи с мышлением, а развитие мелкой моторики как раз на него и влияет, а значит, в какой‑то степени и на речь. Сразу хочу сказать – если начать усиленно развивать мелкую моторику, то не стоит ждать, что неговорящий ребенок заговорит. Проблему нужно решать в комплексе – мелкая моторика идет как вспомогательный фактор и нельзя однозначно рекомендовать: развивайте мелкую моторику, и ваш ребенок будет отлично разговаривать. Это просто компонент, одно из направлений, с которым нужно работать. Мозг – очень сложная структура, и многие навыки накладываются друг на друга: одно направление развивается после того, как предыдущая ступень достигает определенного уровня. Если так смотреть, то мелкая моторика находится в самом низу этой лестницы.

По словам специалиста, уделять особое внимание развитию моторики следует в первые три-четыре года. Этот процесс начинается с самого раннего возраста, когда ребенку дают захватывать погремушку. Уже тогда рука начинает работать. К пяти годам мелкая моторика должна быть сформирована настолько, чтобы ребенок мог выполнять мелкие движения рукой, такие, например, как написание крючков, рисование кружочков и прочее. Развивать мелкую моторику в дальнейшем нужно только в тех случаях, когда она по норме не сформировалась.

– Если до пяти лет у ребенка нет четкого навыка застегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д., это уже патология, – поясняет логопед. – Кроме того, появляется много сопутствующих проблем, которые также нужно будет решать. Но сделать это гораздо сложнее, чем в раннем детском возрасте. В норме к шести-семи годам ребенок в речевом плане должен уметь общаться практически так же, как это делает взрослый человек. Именно в таком возрасте полностью заканчивается формирование речевой системы. Единственное, семилетние дети не очень часто используют в речи такие сложные категории, как причастные и деепричастные обороты, но тем не менее существует полное их понимание. Словарный запас также должен быть достаточно большим. Поменьше, конечно, чем у взрослого, но все же. Все остальные компоненты речи, вся ее структура к этому возрасту обычно уже сформированы.

Специалист подчеркивает, что никаких «потом разовьется», «позже поставим звук» быть не должно. Все звуки к пяти годам в норме звучат четко, к шести – формируется слоговая структура и лексико-грамматическая.

– К сожалению, норма у нас сейчас не так часто встречается, но это не повод равняться на тех, кто ей не соответствует, – отмечает специалист. – Поэтому задуматься следует уже к пяти годам – если к этому возрасту родитель замечает какие‑то неполадки в речи ребенка, нужно обратиться к специалисту и проверить: действительно ли это стадия формирования или все‑таки уже отклонение, которое само по себе не пройдет. К школе и вовсе все должно быть идеально, потому что в противном случае это приводит к нарушению чтения и письма, проблемам в усвоении образовательного материала. Это касается не только гуманитарных предметов, но и математики, где необходимо развитое мышление. Ведь, как я уже сказала, мышление неразрывно связано с речью – если не сформированы речевые категории, то и мышление будет ущербным. Плюс еще пострадает мотивация. Когда у ребенка что‑то не получается, соответственно, он заниматься этим не захочет, а если не будет ничего делать, то и материал начнет усваивать значительно хуже. Поэтому к семи годам речь, как самый сложный психический процесс, должна быть в абсолютной норме. Если она сформирована, то и все остальные компоненты – внимание, память, мышление, умение анализировать и т. д. – обычно соответствуют возрасту.

Ирина Марченко