Как сделать гранит науки полезным для здоровья

17 февраля 2015

Школы Волгограда начали прием заявлений от родителей на зачисление в первый класс. Какую школу выбрать? Чем образовательные программы отличаются друг от друга? Где лучше учиться ребенку-колясочнику? На эти вопросы мамам и папам школяров ответили учителя и специалисты департамента образования администрации Волгограда.

 

 

Ребенок должен наиграться!

 

Общеобразовательные учреждения готовы принять детей с возраста 6,5 лет. Однако родителям лучше разобраться: а готово ли ваше чадо?

 

– Ребенок должен наиграться, – утверждает председатель комитета по образованию Волгоградской гордумы Ирина Фомина . – Если по каким-то причинам, в том числе и по болезни, он не прошел все стадии игры, то лучше повременить с поступлением в школу.

 

Среди мам и пап, чающих себя идеальными, принято загружать ребенка разными подготовительными курсами, развивающими кружками и секциями. Такой подход не всегда верен. Не стоит излишне нагружать малыша – иначе он устанет учиться еще до поступления в 1 класс.

 

– Физиологическая, психологическая готовность и умение взаимодействовать со сверстниками – вот что главное, – подчеркивает заведующая детского сада № 390 Галина Хохлачева . – Это важнее, чем умение читать, считать и писать – этому и в школе научат.

 

Эксперты советуют готовить к школе не чтением, а творчеством – рисование, лепка, конструирование укрепляют мелкую моторику рук, способствуют развитию речи.

 

Неплохо научить будущего первоклассника укладываться в определенное время. Для наглядности стоит приобрести песочные часы и попросить нарисовать рисунок, пока сыпется песок. Еще ребенок должен уметь ориентироваться в пространстве.

 

– Согласно нейропсихологии неумение действовать в пространстве повлечет за собой серьезные проблемы – неумение сформулировать вывод, построить предложение по логической цепочке, – объясняет педагог-психолог гимназии № 3 Галина Козлова. – Поэтому хорошо бы, чтобы ребенок легко ориентировался в предлогах, мог показать, где лево-право, верх-низ.

 

 

Недосып ведет к двойкам

 

Главный вопрос, который мучает всех родителей будущих первоклассников, – в какую школу отдать ребенка. С одной стороны у нас действует территориальный принцип зачисления. Это значит, что преимущество за теми, кто проживает на закрепленной за школой территории. Однако это не приговор – с 1 июля и до конца августа подать заявления смогут родители, которые хотят попасть в школу не по прописке, а по желанию.

 

Но нужно ли это? Эксперты считают, что лучше школы в родном районе ничего и быть не может.

 

– Во-первых, во всех учебных заведениях один государственный образовательный стандарт, – говорит руководитель департамента по образованию мэрии Ирина Радченко . – А во-вторых, пока он первоклассник, его будут возить в престижную школу на другой конец города бабушки и дедушки. А когда он перейдет во второй, третий, четвертый? Не у всех хватит терпения и сил, чтобы всю начальную школу отвозить и забирать после уроков ребенка. И малышу придется одному далеко ездить.

 

С ней согласна доцент кафедры детских педиатрических болезней ВолгГМУ Елизавета Никифорова : «Если первоклассник каждое утро будет вставать в 6.30, чтобы полтора часа добираться до школы, от постоянного недосыпа, усталости у него могут возникнуть проблемы со здоровьем. Кроме того, это скажется на успеваемости. К концу 11 класса у него пропадет желание учиться».

 

 

Образование для особенных

 

Но что делать, если ребенку поставили диагноз: задержка психического развития? Где же учится им?

 

– Это не значит, что диагноз – приговор. Это лишь говорит о том, что ему требуется немного больше внимания. Если отдать первоклассника в специальную коррекционную школу, то через 4 года задержка сходит на нет, – говорит главный специалист отдела дошкольного образования и охраны прав детей департамента по образованию администрации Волгограда Нина Белоусова . – Однако если отдать такого ребенка в обычную школу, то он не сможет успевать за другими детьми.

 

Школы со специальными условиями требуются и для детей с ограниченными физическими возможностями.

 

– Сейчас в городских школах обучается более 86,5 тысячи детей, 650 из них – с ограниченными возможностями здоровья, – рассказывает главный специалист отдела общего образования и обеспечения безопасности образовательного процесса департамента по образованию мэрии Елена Круглова . – В рамках программы «Доступная среда» для детей-колясочников были оборудованы две школы – № 31 и № 5. В планах на 2015-2016 годы еще 26 учебных заведений. Получается, что, как минимум, три школы в районе будут оборудованы для детей-колясочников.

 

Для тех, кто совсем не выходит из дома, действует индивидуальное образование. Учителя приходят на дом и бесплатно учат школьника. Кстати, записаться на индивидуальное обучение могут не только родители детей-инвалидов, но и ребят с временными трудностями. Допустим, по причине болезни школьник не сможет год посещать школу. Чтобы не терять время, он может учиться на дому.

 

Кроме того, для особенных деток на базе центра «Олимпия» действует дистанционное образование. Компьютеры и интернет-трафик предоставляется бесплатно. Сейчас через Интернет учится 55 человек.

 


Кстати

Гармония или перспектива?

 

В школах города героя гранит науки преподают по 11 программам. Иногда родители теряются: какая хуже, какая лучше.

 

Больше всего учебных заведений предпочли «Школу 2100» – 32%. По программам «Начальная школа XXI века» и «Перспектива» обучаются 18% учеников начальных классов. На третьем месте – «Школа России» (16%).

 

«Школа 2100» – главное преимущество – преемственность и непрерывность обучения. По ней дети могут учиться, начиная с трех лет и до момента поступления в вуз.

 

«Начальная школа XXI века» – много игровых элементов.

 

«Перспектива» – формирует не только знания, но и развивает коммуникативные навыки.

 

«Школа России» – по ней учились советские школьники, с тех пор она обновлялась и усовершенствовалась.

 

«Гармония» – предусмотрен комплект пособий для родителей, благодаря которому они смогут сами объяснить ребенку пропущенную тему.

 

"Перспективная начальная школа» – имеется комплект словарей, а также система интерактивного общения школьников с авторами учебников.

 

«Планета знаний» – акцент сделан на логику, много разноуровневых заданий.

 

Программа Л. В. Занкова – быстрое освоение учебного материала и высокий уровень трудности.

 

«Классическая начальная школа» – стимулирует ребенка к самостоятельной деятельности.

 

«Ритм» – мотивация ребенка на обучение, самостоятельный поиск информации.

 

Система Д. Б. Эльконина – предельно сложна и направлена на умение глубоко мыслить. Ребенок должен научиться самостоятельно искать недостающую информацию, выдвигать гипотезы и проверять их.

 

Тем временем

 

ЕГЭ стартует, а мы спокойны

 

Тема подготовки к единому госэкзамену стала основной на видеоселекторном совещании председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева с главами регионов. П ремьер-министр проверил готовность и нашей области к ЕГЭ.

 

По информации комитета образования и науки Волгоградской области, в 2015 году единый государственный экзамен будут сдавать около 12 тысяч выпускников. В регионе будут работать 83 пункта сдачи ЕГЭ, один из которых станет резервным. Досрочный этап сдачи стартует уже в марте, основная волна экзамена пройдет в мае-июне.

 

Отметим, в 2015 году в каждом пункте проведения экзаменов будет организовано дежурство медицинских работников, с Главным Управлением МВД РФ по региону прорабатывается вопрос об обеспечении охраны общественного порядка. Экзаменационные пункты будут оснащены переносными металлодетекторами.

 

Продолжает работать «горячая линия» по ЕГЭ . Специалисты профильного ведомства готовы ответить на вопросы участников аттестации, их родителей, а также преподавателей по телефону (8442) 48-49-16. Консультацию можно получить по темам, касающимся разных аспектов экзамена: процедуры, оформления заданий, организационных требований. Кроме того, 18 февраля в регионе пройдет Единый информационный день по вопросам итоговой аттестации.

 

DNG