Как «разводят» волгоградцев установщики пластиковых окон?
? Меня одолевают по телефону, звонят и спрашивают, у вас установлены пластиковые окна? Отвечаю – да. Они опять с вопросом: как давно установлены? Да какая разница?! Говорят – нужно делать профилактику. Вот что такое профилактика окон? Кроме того, все время пишут про мошенников, а как узнать: те, кто звонят, – это мошенники или добросовестная фирма? Есть какой-то реестр компаний, с которым можно свериться?
Тамара Григорьевна.
Услуга услуге рознь
Уважаемая Тамара Григорьевна, вы подняли очень хорошую тему. Вряд ли найдется житель, которому по телефону не предлагали бы провести бесплатную проверку пластиковых окон. По этому поводу в Интернете сегодня ходит немало разговоров. Пользователи виртуального пространства сходятся во мнении, что чаще всего речь идет о самом обычном «разводе» на деньги.
Схема здесь, как правило, стандартная. Вам звонят, и ласковый женский голос говорит, что в городе действует некая программа по профилактике пластиковых окон, а затем предлагает провести ее бесплатно. Если согласитесь – к вам приедет мастер. Он действительно проведет какие-то работы даром, после чего будет настойчиво предлагать дополнительные, теперь уже платные, услуги. Как правило, такая схема практикуется в отношении пожилых людей. Однако преступлением ее назвать нельзя.
– Если мастер сделал что-то бесплатно, а потом начал предлагать платные услуги, то в этом нет ничего противозаконного. Это рынок. В данном случае компания нацелена на поиск и привлечение клиентов посредством рекламы своих услуг: мол, мы вам сейчас даром все сделаем, посмотрите, какие мы хорошие. Другое дело, если под оказанием одной услуги подразумевается совсем иная, – это уже обман потребителя, гражданское производство, – говорит адвокат Татьяна Текучева.
Фирма исчезла – ни окон, ни денег
В региональном ГУ МВД отмечают, еще одна типичная ситуация с пластиковыми окнами, которая имеет место в нашем регионе и рассматривается в рамках гражданско-правовых отношений, когда человек отдает деньги за услугу, но исполнитель не оказывает ее в срок. В ответ на свои возмущения клиент слышит самые разные оправдания: мол, мы добросовестная компания, просто материалы не пришли, санкции подействовали и т. д.; деньги мы не воровали, обязательно вернем, но потом; хотите – обращайтесь в суд. Но даже это не всегда помогает, особенно если у должника не оказывается имущества, за счет продажи которого можно было бы выплатить долги потерпевшим.
Эксперты подчеркивают, что в отдельных случаях желание коммерсантов нажиться на гражданах с помощью пластиковых окон может квалифицироваться и как мошенничество. Например, когда «мастера» берут предоплату за работу, но в назначенное время не приходят и сама фирма исчезает вместе с деньгами. Так, 78-летняя жительница из Городищенского района решила сделать в квартире небольшой ремонт, в том числе обновить окна. Некий молодой человек предложил ей хорошую скидку. Произведя замеры и пообещав, что все будет готово через 10 дней, лжепродавец взял предоплату в размере 3700 рублей. Однако спустя указанный срок окна так и не привезли, а телефон представителя фирмы оказался недоступен.
Следствию удалось вычислить афериста. Как оказалось, 23-летний парень ранее работал в фирме по установке пластиковых окон, откуда он набрал бланки договоров, а также перенял некоторые навыки для проведения измерений и расчетов. Применяя полученные знания на практике, он брал у людей предоплату, обещая им вставку новых окон, а потом исчезал.
Доверяйте, но проверяйте
К сожалению, проверить, с кем вы имеете дело – добросовестной компанией или аферистами, не всегда возможно. Да, существует реестр недобросовестных поставщиков, но он распространяется только на тех, кто плохо исполнил свои обязательства по государственным или муниципальным контрактам. В отношении обычных поставщиков услуг такого списка нет.
– Когда приходит мастер, надо потребовать от него документы, чтобы понять, какую фирму он представляет. Если вам предлагают подписать договор, внимательно прочтите его условия, особенно то, что написано мелким шрифтом. Будьте бдительными и помните, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, советуют в правоохранительных органах.
Татьяна Текучева, добавляет, что, безусловно, требования к производимым работам и их качеству должны быть прописаны в договоре. Если в нем никаких требований нет, но при этом услугу оказали некачественно, нужно разбираться в суде.
– Человек вправе выбрать любого исполнителя услуг. Да, можно обратиться к гарантированному производителю, воспользоваться отзывами и рейтингами, найти фирму по знакомству, но даже в этом случае может статься, что именно вам не повезет, – комментирует Татьяна Николаевна. – И тогда вы как потребитель вправе идти в компанию с претензией. Если вам отказали в ее удовлетворении, можно обратиться в суд и обязать нарушителей возместить ущерб или сделать ремонт. При этом за то, что не удалось решить вопрос в несудебном порядке, в вашу пользу может быть взыскано 50% от стоимости удовлетворенных требований.
В ТЕМУ
Что такое профилактика пластиковых окон?
Оказывается, она действительно существует, рассказали в одной из компаний-производителей.
– Раму нужно чистить. Это можно делать с помощью обычного мыльного раствора раз в полгода. Также в профилактику входит уход за резиновыми уплотнителями, которые со временем иссыхают. Чтобы этого не произошло, но уплотнитель оставался эластичным и мог отталкивать воду, применяется уже специальное средство. Нельзя забывать и о фурнитуре, за счет которой и функционирует окно. Чтобы она не ржавела, ее можно смазывать два раза в год обычным маслом, не содержащим кислот. Вообще для профилактики работы пластиковых окон продаются наборы, в которых имеются средства по уходу за каждым конструктивным элементом. Они стоят порядка 500 рублей, в наличии у фирм-производителей, – прокомментировали в компании.
Павел Сударчиков