Как разобраться в современном искусстве?

15 февраля 2018

Современники Казимира Малевича в своих воспоминаниях утверждают, что художнику хватало одного часа, чтобы объяснить далеким от искусства людям особенности супрематизма – направления искусства, которое он сам же и выдумал. Сегодня таких гениальных лекторов остались единицы, но разбираться в современном искусстве очень хочется. Культуролог и искусствовед Иван Горелов рассказал «Вечерке», почему содержание в искусстве уступило форме и нужно ли вообще искать в горе мусора смысл?

 

? В Интернете давно популярны сообщества, где выставляют на суд аудитории экспозиции в современных музеях. И путем голосования люди пытаются разобраться – искусство перед ними или гора мусора. Что вообще происходит?

 

– Прежде чем заходить в музей современного искусства, нужно понимать, что сегодняшний творец крайне чуток к форме и не старается передать свою идею привычными и готовыми средствами. Форма всегда изобретается заново, а не дублируется из творчества предшественников. Каждый современный творец – первооткрыватель, и он создает свой механизм передачи образов. Это может быть «Черный квадрат» Казимира Малевича, в котором скрыто все и ничего. Перформансы Марины Абрамович, построенные на отношении толпы к обнаженным людям и их личному пространству. Модернизм Джойса с его «потоком сознания», когда текст подается читателю без знаков препинания, а вся книга описывает один долгий день. До них никто так не делал, и их не понимали современники, но сегодня они признанные гении во всем мире.

 

Поэтому прежде чем начинать свое знакомство с искусством XX или XXI века, нужно прочувствовать чуткое отношение творцов к форме и быть готовым ко всему. Что касается создания сообществ, в которых люди решают, искусство перед ними или хлам, это очень хорошая возможность для начинающих искусствоведов познакомиться с современными тенденциями. В такие группы часто заходят профессионалы своего дела и делятся мнением.

 

? Вы привели примеры высокого модерна, они и в свое время вызывали неподдельный интерес. Но сегодня, все больше сталкиваясь с современным искусством, не встречаешь эстетики, сплошная головоломка для зрителя. Почему так?

 

– Марина Абрамович очень была бы горда, что ее перформансы приравняли к высокому модерну. Особенно тот, когда они с партнером, абсолютно голые, с разбега ударялись друг в друга перед огромной толпой зевак. Так они сталкивали энергии полов и хотели создать что-то третье, абсолютно новое. Я не просто так много говорю о ней, она рок-звезда современного искусства. Благодаря ей в музеи потянулись тысячи людей. Желая посмотреть на «сумасшедшую девушку», они одновременно знакомились с другими шедеврами, которые совсем не были похожи на полотна Рубенса или Рембрандта – перед ними возникали абстракции.

 

Например, картина, хаотично испещренная разноцветной краской с названием «Маковое поле». Но не было на ней ни цветов, ни даже красного цвета. Какое же это поле? С момента, когда человек задавал себе этот вопрос, начинался процесс понимания современного искусства. Люди очень обленились и привыкли получать наслаждение от просто красивого пейзажа или девушки. А попробуй как астроном в бесконечном космическом пространстве отыскать звезду.

 

Человек XX века должен был оперировать более сложными понятиями, а не только опираться на красоту. Малевич первым провозгласил полный отказ от эстетики. Он не хотел повторяться и создал искусство, которое было самодостаточно и свободно. Получилось, что живописцы-эстеты остались в XIX веке, сегодня каждый художник – ученый. Он создает новый язык, новые формы и никогда не повторяется.

 

Все вокруг – искусство

 

? Значит, нет единой схемы для понимания искусства?

 

– «Чистое творчество» никому ничего не должно, оно не обязано быть понятным. Тем более художник не ставит перед собой задачу создать что-то простое. В этой ситуации искусством может быть все что угодно! Разбросанные дочерью после школы вещи по комнате могут запросто в стенах музея стать перформансом «Последний звонок». Покрывшийся плесенью салат после праздников, помещенный в стеклянную витрину, также может стать экспонатом. Особенно если подписать как-нибудь загадочно, например, «Он не пришел».

 

Это я привожу самые простые примеры, чтобы читатели поняли, что нет единого понимания творчества, все зависит только от идеи художника. Мы привыкли к упрощению, однако искусство помогает запускать наш мозг, не дает ему деградировать. А как мы дешифруем находящееся перед нами произведение – зависит только от опыта, интеллекта и восприятия человека. Даже кусок мыла в стеклянном коробе вступает с нами в диалог. И не его вина, что мы не знаем итальянского и проходим мимо. А потом оказывается, что мыло создано из удаленного у премьер-министра Италии во время липосакции жира и любой желающий может помыть руки жирком коррупционера.

 

Или затрону гонимого всеми Петра Павленского, прибившего себя к Красной площади. Огромное число людей просто плескали ненавистью к человеку, обвиняли его в психической нестабильности, призывали чуть ли не сжечь. А человек просто показал, насколько мы все беззащитны, обнажены и ничтожны перед этой огромной и величественной Красной площадью.

 

? То есть наше восприятие искусства зависит от нашего интеллектуального багажа?

 

– Именно! А когда не хватает знаний и мы вынуждены что-то дополнительно читать, искусство вызывает раздражение и порой даже ненависть. Я нисколечко не оправдываю перфоманс девушек из арт-группы «Война», устроивших психодел в храме Христа Спасителя, однако даже их действие можно оценить со стороны искусства. Но сами помните, какую волну ненависти вызвала их акция.

 

Искусство – это беззащитная материя, поэтому оно под таким прицелом у различных блюстителей нравов и традиций. Многие из них своими действиями, своими акциями протеста доказывают, что творец достиг цели. Если есть резонанс, значит, работа была не бессмысленная.

 

? И все-таки какой бы вы дали совет человеку, впервые собравшемуся на выставку какого-нибудь молодого художника?

 

– Во-первых, не ставьте перед собой никакой цели. Во-вторых, очистите мозг и не старайтесь заранее что-то изучить о художнике или о его технике. Вы должны чувствовать, а сознание само наведет вас на нужные мысли. В-третьих, задавайте себе вопросы и отвечайте на них. Так мы запускаем мыслительный процесс. Важно знать и те проблемы, которые решают современные художники: экологические, социальные, психологические. Не стесняйтесь обсуждать работы художника с другими посетителями, в диалоге вы можете вместе постичь идею произведения. Помните, что искусство – это головоломка, и чтобы ее решить, придется поломать голову!

 

Маргарита Бабанова