Как правильно соблюдать Великий пост

22 февраля 2018

Фото: ИД "Волгоградская правда"

19 февраля начался Великий пост. Что делать в течение этих семи недель, дабы 8 апреля действительно ощутить пасхальную радость? Мы обратились к отцу Дмитрию Климову с вопросами, которые могли бы задать не только «начинающие» христиане, но и те, кто уже не первый год ходит в церковь, да мало чувствует и понимает.

 

? Отец Дмитрий, что дает человеку шанс пройти пост достойно?

 

– Конечно же не диета. Гастрономический пост хорош только как одно из средств, дисциплинирующих человека, воспитывающих в нем волю. Это малое упражнение, которое позволяет научиться многому. Кроме гастрономических ограничений христианский пост – это и посещение богослужений, и чтение Евангелия, и милостыня. Главное – сделать над собой хоть небольшое усилие.

 

Если ты никогда не посещал богослужения, начни в пост ходить хотя бы на воскресные службы, не причащался – начни хотя бы раз в месяц. А если воскресная литургия для тебя норма, вырвись во время поста в храм и в будни. Если никогда не читал Евангелие, начни знакомиться. Почитывал раньше – на время поста введи это в систему: в день по главке.

 

Если давал милостыню по рублю или только тем, кто сидит на паперти, сделай больше, расширь круг благодеяния. Иоанн Златоуст говорит, что на милостыню хорошо бы направить те средства, которые остаются у тебя от разницы в ежедневных тратах. Без мяса и молока стол ведь требует гораздо меньше расходов.

 

? Но каждый из этих пунктов требует оговорки. Начнем с богослужения: люди годами могут простаивать на службах и так в них ничего и не услышать. Что с этим делать?

 

– Это, конечно, надо менять. Нужно обязательно узнавать веру, познавать догматику, смысл богослужебных текстов. Этим надо заниматься дома или на специальных занятиях, разбирать, обсуждать, читать. Человеку, который только хочет пробовать поститься, я бы не рекомендовал какие-то серьезные святоотеческие книги на тему поста. Они могут своим максимализмом человека запугать, и он сделает вывод, что христианство – это слишком тяжелый путь. В частности: как бы ты ни постился, все равно все сделаешь неправильно.

 

Лучше в этом плане почитать замечательных священников XX века, русских эмигрантов – отца Александра Шмемана и митрополита Антония Сурожского. У обоих есть книги и непосредственно о Великом посте, и о службе, и о прочих вопросах веры. Но помните, что это только подспорье в понимании христианства. И если вы замкнетесь на этом процессе, толку не будет. Знание должно приобретаться параллельно с личным опытом участия в богослужениях, причастия, духовной работы над собой.

 

? К слову, о работе над собой: некоторым людям совершенно чуждо покаянное чувство. А ведь покаяние – неотъемлемая часть и поста, и христианства в целом.

 

– Проблема в том, что мы часто слишком поверхностно видим себя: если не убил, не украл, значит, почти святой. А можно ведь поедом есть близкого человека, презирать своих родителей или супругов, и это не лучше убийства.

 

Как правило, если у человека нет потребности в покаянии, значит, его все по большому счету устраивает. А значит, и потребность во Христе у него вряд ли будет. Грехи ведь можно осознавать рационально: ну есть, и в принципе – ничего страшного. А можно мучиться от них. Зависть, ревность «дарят» недовольство собой, причиняют чуть ли не физические страдания. Странно, если не хочется от этого избавиться.

 

Если же человек начинает бороться с ними, он обязательно почувствует, насколько слаб он в этой борьбе. И тогда остается только одно: просить и кричать о помощи ко Христу. С этого, пожалуй, и начинается христианство.

 

Если на этом этапе вы захотите понять, что такое грех и как он действует в человеке, тогда чтение святых отцов уже полезно. «Добротолюбие», например, откроет вам глубину души человеческой.

 

? Христианство невозможно без чтения Евангелия. Но фокус в том, что оно тоже долгое время остается непонятным для мирянина. Вот вы сказали, что в пост обязательно нужно читать Евангелие, но велик шанс, что новоначальному человеку это мало что даст.

 

– Здесь важно правильно настроиться: нельзя за один раз получить максимум смысла. Чтение Евангелия – это качественно другой процесс, нежели чтение обычной книги. В Евангелии очень плотный, насыщенный смыслами текст. Он открывается годами, слой за слоем. Не надо читать его по-многу.

 

Достаточно, если вы поймете две-три строчки из главы, но не рационально, а сердцем, то есть это заденет вас в хорошем смысле, вызовет размышления, переосмысление себя, работу души.

 

Евангелие же дает нам совершенно революционные критерии оценки себя. Мы-то привыкли мерить свои поступки другой меркой. Тут тебя призывают и учат на деле прощать, почитать, быть светом для окружающих, а не источником критики и раздражения. И если начать себя оценивать с позиции Христа, а не тех «порядочных» людей, коих вокруг миллионы, то становится очевидно, что многое в себе надо менять. Зачем? Хотя бы затем, что только такой путь дает покой и радость душе, понимание себя и своего места в жизни.

 

? Но этот путь рассчитан на годы работы! А хочется ведь за сорок дней поста уже увидеть реальные результаты.

 

– Меня часто спрашивают: «Батюшка, как научиться не осуждать? Как научиться молчать?» Я раньше пытался умно отвечать, а теперь понял – самый простой ответ: хочешь не осуждать – не осуждай, хочешь молчать – молчи. Так же, как чтобы научиться играть в футбол, надо начать играть в футбол. То есть надо просто прилагать усилие, отстреливать пагубные мысли и желания, и когда в очередной раз представится случай «промыть кости», просто промолчать или перевести тему. Сможешь раз, два – это будет уже твой реальный опыт, будет на что опереться. Не хватает сил? – Опять же от сердца: «Господи, помоги!»

 

? А что если при всех новых попытках, новом знании о посте и христианстве ты не ощутишь пасхальную радость?

 

– Не надо делать далекоидущих выводов. Духовные результаты не всегда бывают очевидны для нас самих. Порой кажется, что пост мимо прошел, а на самом деле в жизни появились какие-то объективные перемены к лучшему. И это станет понятно только по прошествии времени.

 

Не надо настраиваться на то, что радость можно «заработать». Это немного фарисейская религиозная гордость: мы лучше, чем другие, которые знать ничего не хотят о посте и Христе. Наши суды – не Божьи: у нас – справедливость, у Него – любовь.

 

? К чему нужно быть готовым в пост?

 

– К тому, что тебя может захлестнуть совершенно ненужная информация. Про Христа можно забыть из-за обилия споров и новостей, которые вливаются в тебя через ТВ и Интернет. Все это безобразие, как репейник, цепляется за душу: вроде бы не хочешь на какую-то тему думать, рассуждать, а поневоле начинаешь.

 

Во-вторых, важно не смещать акценты. А то всегда велик риск обостренную духовную деятельность превратить в обостренный поиск постной пищи, которая бы и силы тебе дала, и при этом не вызвала изжогу, метеоризм и боли в ЖКТ.

 

А в-третьих, в пост нужно быть готовым к «провокации», к обилию искушений. Объясняется это просто.

 

Зачастую обычное медицинское лечение сначала обостряет болезнь, а потом уже купирует и лечит ее. Так же и в духовной жизни.

 

Когда мы начинаем погружаться в нее, внутренние болезни обостряются. Но не нужно этого бояться. Нужно понимать, что это только помогает человеку лучше разобраться в себе.

 

? И все-таки о гастрономических ограничениях. Если они не являются краеугольным камнем веры, то можно ли от этого совсем отказаться и сосредоточиться, например, на борьбе со страстями или погружении в богослужения, Евангелие?

 

– На службе во время поста поется, что истинный пост – это удержание языка, не многоглаголание, не осуждение, всех грехов и страстей оскудение. И про пищу действительно ничего не говорится. Но без этого нюанса с нравственными вопросами бывает трудно справиться.

 

Есть, конечно, категории людей, которым поститься в плане еды совершенно необязательно: беременные, кормящие матери, больные и люди в возрасте. Но остальным, кто полон сил, здоровья и желания достичь духовных результатов, пост только в помощь. Особенно в наше время постоянного невоздержания, пресыщения, когда человек сытость и комфорт воспринимает как норму. В нашем искаженном мире полезно почувствовать себя голодным, не совсем насыщенным.

 

Другой вопрос, что мера поста должна быть выбрана индивидуально. По-хорошему, это делается по совету священника, который знает тебя во всех твоих жизненных и физиологических аспектах.

 

В православии существует пока только монашеский устав поста. Для мирян он не всегда может быть применим, но ориентироваться на него все-таки нужно.

 

Особенности богослужений в пост

 

Главные «веховые» службы Великого поста приходятся на будни. В то время как в воскресные дни литургия мало чем отличается от обычной, вне поста. В идеале именно на эти будние службы следовало бы вырваться в храм, причем не с пустыми руками, а с распечаткой тех текстов, которые будут читаться. Сейчас во всех храмах продаются книжечки, в которых наряду с церковнославянским текстом приводится перевод на современный русский язык.

 

Первые четыре дня поста вечером в храмах читается покаянный канон Андрея Критского. Канон разбивается на четыре части и каждый день читается по одной.

 

На пятой неделе поста в среду вечером канон Андрея Критского читается уже целиком.

 

В этот же день служится одна из самых длинных и сложных служб – Стояние Марии Египетской.

 

Субботы на 2, 3, 4 неделях Великого поста – поминовение усопших. В эти дни после Литургии совершается панихида.

 

В пятницу на 5 неделе поста вечером – очень красивая служба с пением акафиста Пресвятой Богородице.

 

На следующий день, в субботу 5 недели – празднование Похвалы Пресвятой Богородицы.

 

В пятницу вечером на 6 неделе – воспоминание о воскрешении Лазаря. Соответственно, на следующий день – Лазарева суббота.

 

Воскресенье на 6 неделе – Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье.

 

Великий Четверг на 7 неделе, утро – воспоминание Тайной Вечери и установления Таинства Евхаристии.

 

Великий четверг вечером – чтение 12 Евангелий Страстей Господних, одна из самых длинных и красивых служб церковного года. Существует старинный русский обычай приносить домой горящие свечи с этого богослужения.

 

Великая Пятница, после полудня – вынос Плащаницы, после чего поется канон «Плач Пресвятой Богородицы».

 

Великая Пятница, вечером – погребение Плащаницы.

 

Великая Суббота, утро – служится литургия, во время которой духовенство переоблачается из великопостных фиолетовых и черных одежд в белые. Во время этого богослужения уже читается Евангелие, в котором вспоминается о Воскресении Христовом (28 глава Евангелия от Матфея). После литургии – освящение пасхальных яств.

 

В этот же день, в Великую Субботу утром празднуется Благовещение Пресвятой Богородицы.

 

Календарь Великого поста 2018

 

Первая неделя Великого поста – Торжество Православия

 

22 февраля, чт – растительная пища.

 

23 февраля, пт – растительная пища.

 

24 февраля, сб – растительная пища, растительное масло, вино.

 

25 февраля, вскр – растительная пища, растительное масло, вино.

 

Вторая неделя – святителя Григория Паламы

 

26 февраля, пн – растительная пища.

 

27 февраля, вт – растительная пища.

 

28 февраля, ср – растительная пища.

 

1 марта, чт – растительная пища.

 

2 марта, пт – растительная пища.

 

3 марта, сб – растительная пища, растительное масло, вино.

 

4 марта, вскр – растительная пища, растительное масло, вино.

 

Третья неделя – Крестопоклонная

 

5 марта, пн – растительная пища.

 

6 марта, вт – растительная пища.

 

7 марта, ср – растительная пища.

 

8 марта, чт – растительная пища.

 

9 марта, пт – растительная пища.

 

10 марта, сб – растительная пища, растительное масло, вино.

 

11 марта, вскр – растительная пища, растительное масло, вино.

 

Четвертая неделя – преподобного Иоанна Лествичника, автора знаменитого аскетического труда «Лествица»

 

12 марта, пн – растительная пища.

 

13 марта, вт – растительная пища.

 

14 марта, ср – растительная пища.

 

15 марта, чт – растительная пища.

 

16 марта, пт – растительная пища.

 

17 марта, сб – растительная пища, растительное масло, вино.

 

18 марта, вскр – растительная пища, растительное масло, вино.

 

Пятая неделя – в честь преподобной Марии Египетской

 

19 марта, пн – растительная пища.

 

20 марта, вт – растительная пища.

 

21 марта, ср – растительная пища.

 

22 марта, чт – растительная пища, растительное масло, вино.

 

23 марта, пт – растительная пища.

 

24 марта, сб – растительная пища, растительное масло, вино.

 

25 марта, вскр – растительная пища, растительное масло, вино.

 

Шестая – неделя Ваий («пальмовых ветвей»), иначе – Цветоносная неделя, в воспоминание торжественного Входа Господня в Иерусалим

 

26 марта, пн – растительная пища.

 

27 марта, вт – растительная пища.

 

28 марта, ср – растительная пища.

 

29 марта, чт – растительная пища.

 

30 марта, пт – растительная пища.

 

31 марта, сб – растительная пища, растительное масло, вино, икра.

 

1 апреля, вскр – растительная пища, растительное масло, вино, рыба.

 

Седьмая неделя – Страстная седмица

 

2 апреля, пн – растительная пища.

 

3 апреля, вт – растительная пища.

 

4 апреля, ср – растительная пища.

 

5 апреля, чт – растительная пища.

 

6 апреля, пт – растительная пища.

 

7 апреля, сб – растительная пища, растительное масло.

 

8 апреля, вскр – Пасха – можно все, но понемногу.

 

Важно не просто посещать богослужения, но стараться вникнуть в смысл. Нет ничего зазорного в том, чтобы распечатать текст службы.

 

Юлия Казанджан